«Добил» китайский чай также принадлежавший Британской империи остров Цейлон, где с 1860-х годов посаженные индийские сорта стали приносить неслыханные урожай. С этого момента чай стал массовым напитком Англии, а Англия превратилась в величайшую чайную державу, диктовавшую моду на этот напиток всему миру.
Одновременно с этим закончилась и чайная монополия Ост-Индской компании. Теперь уже суда самых разных компаний доставляли чай в Англию. С этим связан короткий, но яркий эпизод «чайной» истории. В начале 1840-х годов американцы выпустили быстроходные парусные суда – клиперы, предназначавшиеся прежде всего для доставки чая и других восточных товаров. Через десять лет подобные же суда выпустили и англичане.
Клиперы были намного быстроходнее неспешных, тяжело груженых парусников Ост-Индской компании, преодолевавших расстояние от Китая до Англии за 10-15 месяцев. Клиперам же для этого требовалось не более 4-х. Их карьера была стремительной, но недолгой. Открытие Суэцкого канала в 1869 году положило конец клиперным перевозкам чая, так как по навигационным причинам они были вынуждены идти в обход и заметно уступали пароходам, сильно сокращавшим путь по каналу. Но знаменитые гонки чайных клиперов успели войти в историю.
Первый чай, доставленный в Англию, продавался по более высоким ценам, и торговцы чаем установили денежную премию команде того клипера, который придет первым в Лондон. Жители Лондона с большим воодушевлением следили за гонками и делали большие ставки. Самые знаменитые соревнования состоялись в 1866 году, получившие название «Великая чайная гонка», когда шестнадцать лучших английских клиперов одновременно вышли из китайского порта Фучжоу и взяли курс на Англию. В пути их разбросало бурями и штормами, и они потеряли друг друга из виду, но четыре из них подошли к английским берегам практически одновременно. Последний этап гонки был особенно напряженным, когда два судна с разницей в 10 минут вошли в лондонскую гавань. Все уже праздновали победу «Ариеля», когда оказалось, что он, замешкавшись, пришвартовался вторым.
В Гринвиче на вечном приколе стоит еще один знаменитый клипер «Катти Сарк» (Cutty Sark), спущенный на воду в год открытия Суэцкого канала. Собственно, больше ничем он особенно и не знаменит, хотя биография у этого последнего клипера была очень бурной. Снятый с чайного маршрута, он несколько лет перевозил шерсть из Австралии в Лондон, потом был продан португальцам, а в 1922 году его перекупил большой любитель и собиратель старинных судов капитан Уилфред Доуман. Наконец, в 1953 году клипер, казалось бы, нашел успокоение в Гринвиче, историческом районе современного Лондона, где он был открыт в качестве музея, в котором можно было познакомиться с разными стадиями чайной торговли XIX века.
Однако в 2007 году на судне случился сильнейший пожар, нанесший серьезный ущерб историческому памятнику. Что стало причиной пожара, так и не было установлено: сначала газеты писали о том, что это был поджог, потом «обвинили» сломанный пылесос, который «оправдан» на следственном эксперименте, после чего следствие зашло в тупик. Восстановление клиппера стало серьезным испытанием для страны, затраты на работы составили более 50 миллионов фунтов стерлингов. Собирали – с миру по нитке. Переводили деньги на ремонт как простые граждане, так и крупные бизнесмены (например, продюсер Пиратов Карибского моря Джерри Брукхаймер) и компании (например, Британская национальная лотерея). Ну и, конечно, львиная доля расходов пришлась на государственную казну. В 2012 году, незадолго до начала Летних Олимпийских игр в Лондоне, реставрированное и обновленное судно было торжественно открыто королевой Елизаветой II, кстати говоря, открывавшей на нем музей и в далекие 1950-е. Имя клипера было увековечено в сорте шотландского виски, на этикетках которого красуется парусник, пабе в Гринвиче, названиях многочисленных частных яхт
Новый, индийский и цейлонский, чай породил плеяду «новых» английских чаеторговцев. Среди них, пожалуй, одной из самых ярких фигур является Томас Липтон (Thomas Lipton) (1850-1931), несколько лет в молодости проработавший в Америке и хорошо усвоивший основные приемы торговли этой страны. Он не жалел средств на рекламу, устраивал шумиху из всякого события в своей жизни, привлекая внимание общественности, устраивал уличные парады и представления.