Что посмотреть в Тарусе.

Часть 2.
Цветаева
Таруса – бесспорно город Марины Цветаевой. Только вот памятных мест, связанных с ее именем, сохранилось совсем немного, даже просто совсем ничего. Тут фундамент дома, где она жила, здесь восстановленная дача родственников, там памятник и памятный камень, поставленные совсем недавно, на кладбище – могила дочери. Тени. И все-таки удивительным и даже загадочным образом город пронизан памятью замечательной поэтессы. Тень ее словно незримо бродит по любимым ею с детства местам. Даже в моей далекой юности, когда имя Марины не часто упоминалось, ее присутствие в городе было отчетливо ощутимо.

Также, как ощутима Таруса в ее поэзии. Из Тарусы в ее стихи попали земляника, которой «крупнее и слаще нет», и «красной рябины горькая кисть». Находясь в эмиграции, тоскуя по России, Цветаева создала цикл «Ока», пронизанный острой болью. Она обращается к детству и Тарусе, времени и месту, когда и где она была счастлива

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Детство, верни нам, верни
Все разноцветные бусы,
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.

Кое-что все-таки сохранилось. Дома, где она бывала: земского врача, двух писателей, об этом было сказано ранее. Во всей красе сохранилась тарусская природа и живы места, которые она так любила: овраг, берег Оки, березовые рощи, заливные луга, гроздья рябины осенью, сладкая земляника летом. Усилиями энтузиастов открыт музей, поставлен памятник, проводятся вечера памяти. Судьба поэтессы была трагична, ее могила не сохранилась, но хочется верить, что мятущийся дух ее нашел успокоение в любимом городе ее детства.
Сегодня самым ярким напоминанием о Цветаевой в Тарусе считаю Камень на Оке. У него своя интересная судьба.

Словно предчувствуя свою «бездомную» смерть, поэтесса писала о том, что хотела бы, чтобы на высоком берегу Оки поставили камень из тарусской каменоломни с надписью: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА». В 1960-е годы один энтузиаст и почитатель таланта поэтессы на свои средства установил такой камень на дороге от Тарусы к Дому отдыха (там была несохранившаяся дача Цветаевых), по которой часто ходила юная Марина. Можно представить, сколько усилий пришлось потратить, чтобы получить глыбу в каменоломне, найти камнетесов, получить разрешение местных властей! Сталкиваясь сегодня с «сервисом» в Тарусе, я никогда не могу понять, каким чудом она живет и функционирует (одна из загадок русской жизни!), никто ничего не делает и деньгами тарусян не купишь! А юному студенту удалось! Молодость и энтузиазм – великая вещь! И любовь… Камень простоял неделю и был снесен. История темная; вроде бы по просьбе дочери Марины Цветаевой, которая как раз готовила к выпуску книгу стихов своей матери после долгого перерыва. Но камень был сброшен и валялся на берегу, пока его не подобрали хозяйственные местные жители. Много лет спустя, в 1988 году, камень с надписью был установлен на берегу около родника, стоит теперь совершенно законно, к нему водят экскурсии, а почитатели таланта поэтессы украшают его рябиновыми гроздьями.
В.Э. Борисов-Мусатов. Осенняя песня. 1905. Картина создана в Тарусе, незадолго до смерти художника
Могила художника В.Э. Борисова-Мусатова
Матвеев А.Т. Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. Фото 1937 г.
Детское воображение всегда поражают таинственные истории про смерть. Вот и у меня в памяти запечатлелась местная легенда. На высоком берегу Оки стоит надгробный памятник художнику Борисову-Мусатову. Рассказывали, что однажды в Оке утонул мальчик. А приезжий художник Борисов-Мусатов вытащил его, но уже мертвого. Замечу, кстати, что Ока в этом месте «славится» своими водоворотами и омутами, т.ч. народу в ней утонуло немало. Так вот, скульптор Матвеев, делавший надгробие художнику, умершему по стечению обстоятельств в Тарусе (легенда гласила, что это было не случайностью – художник якобы сильно простудился, пока спасал мальчика), изобразил этого мальчика, но так, что непонятно умер он или спит. Надгробие так и называется в народе – «Уснувший мальчик», он спит, но только, видимо, вечным сном. Я тогда не знала прекрасных и светлых картин Борисова-Мусатова, не знала ничего о его короткой, но яркой жизни, увечного человека, ставшего великолепным мастером, создавшего чудесные образы уходящей эпохи начала XX века. Но было какое-то мистическое чувство, в котором трагический образ погибшего ребенка, живопись, Таруса, все переплелось в единое целое.
Могила находится над «камнем» Марины Цветаевой, почти прямо от него идут ступени вверх.
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова стоит на Воскресенской горе. Если спуститься с нее, то попадете на ту дорогу, которая ведет к камню Марины Цветаевой, от которого можно подняться к могиле Борисова-Мусатова. А если пойти вдоль берега в противоположную сторону, то попадете в городской сад и на центральную площадь. В Тарусе все взаимосвязано. Вот и храм посещали в конце XIX - начале XX века и Цветаевы, и Поленовы, и Борисов-Мусатов, и Алексей Толстой, и Ватагины. Среди восстанавливавших храм в 1980-х были потомки художника В. Ватагина. Храм считается древнейшим зданием города, он был построен в середине XVII века и многократно перестраивался.
Многие годы храм был складом, именно в этом качестве я его и знала, хотя все, конечно, помнили, чем был этот дом в прошлом (верхушку его и колокольню срезали, так что обликом он мало напоминал церковь). К нему приходили из-за вида: с Воскресенской горы открываются великолепные дали, как, впрочем, и с других мест тарусского берега Оки. Рассказывали, что лирические красавицы-березы, растущие и сейчас на уступе под храмом, были посажены когда-то для съемок фильма; история сомнительная, учитывая, сколько берез в Тарусе, хотя в кино все может быть. Фильмов же здесь было снято огромное количество, тарусские красоты высоко ценили известные советские режиссеры. Из знаменитых старых фильмов упомяну лишь «Член правительства» (1939 г.), «Сельская учительница» (1947 г.), «Верные друзья» (1954 г.), «Чук и Гек»(1953), «Братья Карамазовы» (1961 г.), «Отец Сергий» (1978 г.), из относительно недавних – сериалы «Участок» и «Дальнобойщики». На Воскресенской горе, что характерно, снимали антирелигиозный фильм «Чудотворная» (1960), в массовых съемках которого принимало участие более 800 жителей города (сцена крестного хода).
Храм восстанавливали всей Тарусой. Вот когда пригодились художники и реставраторы, облюбовавшие город как дачное место. С 1989 в храме ведутся богослужения, помню, как радовалась моя 90-летняя бабушка: муж мой возил ее на службы на машине. На окончательное же восстановление здания ушло еще почти 10 лет. Говоря о храме, нельзя не упомянуть его настоятеля, отца Леонида, именно он провел в нем первую службу, участвовал в восстановлении храма, а главное – в восстановлении духовной жизни Тарусы. Батюшка, в прошлом выпускник философского факультета МГУ, умело и спокойно несколько десятилетий справляется с пестрой толпой своих прихожан от тарусских алкоголиков до московской интеллектуальной элиты. Сегодня протоиерей Леонид Гвоздев является настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла в Тарусе.

Около храма в 1997 году установлен каменный поклонный крест в древнерусском стиле на том месте, где было кладбище.
Святые источники
В Тарусе есть два источника. Один в Игумновом овраге, рядом с центром. Многие годы над ним стояла деревянная полоскалка, по деревянным корытам текла ледяная родниковая вода, в которой тарусянки полоскали белье и обменивались новостями. И было это совсем не так давно! Сейчас здесь часовня и купель, а родник вернул себе звание «святого». В годы моего детства и юности святым считался второй источник, рядом с которым теперь стоит цветаевский камень. В жаркие летние дни, гулявшие по берегу, обязательно останавливались здесь и пили студеную чистую воду. Рядом стояла железная кружка, но я, городское дитя, брезговала из нее пить, предпочитая ладошки. На ветках деревьев вокруг родника были навязаны сотни ленточек, платочков и просто кусочков ткани. Считалось, что надо загадать желание, завязать тряпочку на ветку дерева в священном месте рядом с источником и оно непременно сбудется. Язычество выживало и в атеистическое советское время. В перестройку оно приняло масштабный характер – на кустах и деревьях вокруг источника было трудно найти зеленый листочек, все было завешено лентами, тряпками и даже обрывками целлофановых пакетов. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, но желания остались, так что ленточки, теперь немногочисленные, по-прежнему украшают ветки деревьев. А вот воду в этом источнике несколько лет назад объявили непригодной для питья.
Полоскалка на месте святого источника. Фото 2002 года
А сегодня здесь выстраиваются очереди за водой
Далее:

загадка русской души

Часть 1.

Часть 3

Made on
Tilda