Особый интерес представляет праздник Анны Перенны, богини наступающего нового года. Его отмечали в мартовские иды, 15 числа. Происхождение богини неясно, вероятно, в связи с глубокой древностью обрядов, хотя некоторые античные авторы и пытались каким-то образом включить ее в круг римских богов. Интересна легенда, которую, в числе прочих, приводит Овидий в своих «Фастах», посвященных римским праздникам. На заре римской истории «древний простой народ» покинул город, борясь с патрициями, и удалился на «священную гору». Вскоре закончилась принесенная с собой пища и начался голод. И вот здесь-то появилась некая Анна: «бедной старухой она, но хлопотливой была. // Легким платком повязав свои поседевшие косы, // Всем напекла пирогов сельских дрожащей рукой. // Ими она с пылу, с жару народ поутру наделяла». Чудо о преумножении хлебов (пищи вообще) – относится к числу самых любимых и популярных народных верований. Богиня-кормилица, открывавшая новый год, и ее праздник чествовались с особым удовольствием и весельем.
Этот день было принято отмечать под открытым небом, на траве, лужайке, берегу реки, иногда строили специальные шалаши. Много пили, ели, танцевали.
Недалеко от твоих, Тибр-чужеземец, брегов.
Толпы народа идут и здесь, растянувшись на травке,
Пьет и в обнимку лежит каждый с подружкой своей,
Многие — прямо под небом, немногие — ставят палатки…
Солнцем они и вином разогретые пьют за здоровье,
Стольких желая годов, сколько кто чаш осушил…
Песенки также поют, каким научились в театрах,
Сопровождая слова вольным движением рук,
И хороводы ведут неуклюжие, выпив, подружки,
И, распустив волоса, пляшут в нарядах своих.
А возвращаясь, идут, спотыкаясь, толпе на потеху,
И называет толпа встречных счастливцами их.
Пели непристойные песни (Овидий упоминает «зазорные песни девушек», «вместе сойдясь, срамно они голосят»). А в конце нередко сжигали соломенное чучело старухи Анны, символически прощаясь со старым годом и призывая удачу в новом году. Традиция, сохранившаяся по сей день в отдельных регионах Италии.
О праздновании средневекового европейского карнавала написано достаточно. Здесь было и буйство, и разгул, и ряженые, и маски, и шутовской корабль, и сжигание чучел, и театральные действа, и эротические элементы, и обжорство, и пьянство. Все то, что родилось в древности, доведенное до некоего предела и абсолюта.