Паспорта и визы: из истории русских путешествий в Европу.
Стремление к путешествию, к познанию мира - одно из древнейших стремлений человека. История Руси знает многочисленные «хожения», в том числе и «за три моря», совершавшиеся не только с коммерческими и дипломатическими целями, но и для души, для знакомства с другими странами, для расширения знаний об окружающем мире. Изначально большую роль играли образовательные «туры», для изучения иностранных языков, для знакомства с европейскими науками. Известен случай отправки еще Борисом Годуновым группы молодых людей (за казенный счет!) в Европу «для науки розных языков и грамоте». К сожалению, итог этого предприятия разочаровывал - никто из посланных обратно не вернулся, кто-то умер, кто-то сбежал от непосильного учения, а кто-то поступил там на службу и не пожелал возвращаться домой. Распространены были в разные эпохи и паломнические поездки по святым местам.

С XVIII века все более и более популярными становятся, говоря современным языком, туристические поездки для того, чтобы и отдохнуть, и время провести, и деньги потратить, ну а заодно и приобщиться к европейской культуре, не отстать о жизни и иметь возможность поддержать разговор в приличном обществе. Петр III, освободив дворянство от обязательной службы, даровал ему много свободного времени и полную свободу передвижения по европейским государствам. Стремление за границу, желание взглянуть на другую жизнь, посмотреть, как живут другие люди, становится своего рода навязчивой идеей русского дворянства. Европа видится своеобразным раем, «землей обетованной»: там тепло зимой (если, конечно, это Италия), там всегда весело и празднично (если это Париж), там порядок (если это Германия), там потрясающий сервис и комфорт. Словом то, чего человеку не хватало дома, он хотел найти в далеких странах. Действительность, как правило, отличалась от созданного дома идеализированного образа, но любая поездка все равно оставляла в душе приятное воспоминание и соседи, и друзья выслушивали восторженные отзывы.
Pierre La Mésangère. Montagnes russes dans la salle de l'Odéon. 1817.
Так называемые «русские горки», деревянные, для катания, появились в Париже в начале XIX века. Теперь так называют аттракцион, который в России получил название «американские горки»

Чувства, волновавшие молодого Н.М. Карамзина перед дальней дорогой, знакомы каждому туристу, собирающемуся впервые за границу: «Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Не в восторге ли сказал я самому себе: наконец ты поедешь? Не в радости ли просыпался всякое утро? Не с удовольствием ли засыпал, думая: ты поедешь? Сколько времени не мог ни о чем думать, ничем заниматься, кроме путешествия? Не считал ли дней и часов? Но – когда пришел желаемый день, я стал грустить, вообразив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любезнейшими для меня людьми…».

Число туристов (слово это более позднее, относящееся уже ко второй половине XIX века, однако суть понятия туризм, «сочетание отдыха с самообразованием», как объясняет толковый словарь, в полной мере относится к путешественникам прошлых эпох) росло век от века, год от года. Окно в Европу то широко распахивалось, то прикрывалось, то захлопывалось совсем, завешиваясь для надежности железным занавесом. Однако, даже в этих случаях оставалась дверь, и поток туристов не ослабевал. Интересные и вполне характерные для России цифры: по данным министерства иностранных дел, в первой половине XIX века число выезжавших за границу было относительно невелико – около 500 человек в год в начале века и около тысячи к середине. Однако, когда в 1849 году русское правительство в связи с полыхавшей в Европе революцией потребовало немедленного возвращения домой всех своих сограждан, удивительным образом возвратилось более 40 тысяч человек.

Как же решались в истории проблемы столь привычные современному туристу: с оформлением проездных документов, пересечением границы, выбором средств передвижения? Что ждало его в столь желанном путешествии – в гостинице, в транспорте, в ресторанах и кафе, в музеях и на экскурсиях? Зачем и куда ездили русские люди раньше? В чем были сложности общения с иностранцами во время пребывания в чужих странах?

Начать надо с самого начала, то есть с оформления выездных документов. Дело это в России никогда не было простым и всегда проще всего решалось традиционными способами – деньгами или связями. Введение паспортной системы для проезда по европейским государствам относят еще к середине 15 века, хотя письменные свидетельства, разного рода проездные грамоты существовали и раньше. В России иностранными делами ведали со времен Ивана Грозного Посольский приказ, с Петра I – Иностранная коллегия, в 19 веке – Министерство иностранных дел. Выдавали проездные документы и местные органы, в масштабах такой огромной страны как Россия это было совершенно необходимо.

«Манифест о вольности дворянской» 1762 г. провозглашал, что если кто «пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество» как можно скорее под угрозой конфискации имения. «Нужда» подобного рода возникала неоднократно – во времена уже упоминавшейся революции во Франции, годы 1-ой мировой война. Все подданные Российского государства (в начале XX века это относилось в первую очередь к мужчинам призывного возраста) обязаны были вернуться немедленно домой.

Однако несмотря на кажущуюся легкость получения документов, сложности возникали и при «вольности дворянской». Так, знаменитая княгиня Екатерина Дашкова, будучи статс-дамой, должна была получить согласие императрицы на поездку и жаловалась в дневнике на проволочку. Карамзин, получивший паспорт в Москве без каких-либо проблем, столкнулся с ними в Петербурге, так как в документе не было указано его намерение плыть в Европу морем. Не пожелав дожидаться нового документа, Карамзин поехал сушей и страшно измучился дорогой.
Made on
Tilda