Загадки Рождественских праздников

Часть 3.
Обжорство как праздник
Четвертое. Праздничные дни вообще, а в дни важнейших годовых праздников в особенности, сопровождаются обильной едой. Это правило абсолютно универсально и повсеместно. Оно попадает под суеверные представления, касающиеся того, что как отпразднуешь праздник, так и будешь жить – в довольстве и достатке, веселье и радости, ну или наоборот. Свидетельства этого незыблемого правила разбросаны повсеместно и охватывают все континенты, заселенные человеком. Связь с первобытным образом жизни здесь даже более очевидна и проста, чем во многих других случаях. Для древнего охотника изобилие еды было высшей ценностью и радостью, к тому же это был главный и наиболее доступный способ отпраздновать важное событие в его жизни. Обилие праздничной еды обещало грядущее благоденствие, оно было необходимо и для того, чтобы поделиться со всем окружающим миром, своими соплеменниками и, возможно, с чужаками, как это принято у современных охотничьих племен.
Сцена пира. Штандарт войны и мира из шумерского города Ур (III тысячелетие до н.э.)

Есть у нас сведения, уже письменные, о пирах людей времен первых цивилизаций, например, Древней Месопотамии (IV тысячелетие до н.э.). Вот, что рассказывает герою Гильгамешу Утнапишти, шумерский праведник, спасшийся во время всемирного потопа, подобно библейскому Ною. К строительству огромного ковчега ему пришлось привлечь много рабочих, они не знали, что были обречены, а праведник знал и каждый день устраивал им пиры (своего рода – прощальные), размахом напоминавшие древнему автору новогодние:

Для жителей града быков колол я,
Резал овец я ежедневно,
Соком ягод, маслом, сикерой, вином и красным и белым
Народ поил, как водой речною,
И они пировали, как в день новогодний.

В последующие эпохи праздничные пиры принимали порой гротескные формы, объедание становилось частью игры, шутовской культуры. Содержание было давно утрачено, но форма сохранялась.
Питер Брейгель Старший. Битва карнавала и поста. 1556. Деталь. «Карнавал» сражается мясной пищей, а оружие «поста» - рыба.

Средневековые европейские карнавалы стали заметным историческим явлением, не зависимо от того, были их идеи заимствованы из античной культуры, как считает большинство исследователей, или они являются продолжением древнейшей традиции, уходящей корнями в первобытное прошлое, как предполагается в этой заметке. Объедание на уровне гротеска, пародии, раблезианства, как воплотившаяся в жизнь сказочная пищевая утопия, существующая у всех народов, вот что отличало средневековый европейский карнавал.
Колбасный магазин в Зальцбурге

Славились своими карнавалами регионы Германии: «В больших немецких городах некогда было заведено, что в масленицу, а иногда и в новогодние дни мясники потехи ради носили колбасу ужасающей величины. Одну такую, напоминающую канат, изготовили в 1583 г. мясники Кенигсберга. Колбаса была 596 локтей длины, весила 434 фунта и, кроме других ингредиентов, содержала в себе 36 свиных окороков. С веселыми пенями ее нес 91 подмастерье на деревянных вилах. По прошествии 18 лет мясники того же города сделали еще большую колбасу – 1005 локтей длины. На ее изготовление они употребили 81 копченый окорок и 18,4 фунта перца. Эта колбаса весила примерно 900 фунтов. В новогодний праздник 1601 года ее несли 103 подмастерья в сопровождении музыки. Затем она была съедена в компании с хлебопеками, которые, следуя примеру мясников, испекли из 12 четвериков муки 6 колоссальных кренделей и 8 огромных хал, каждая по 5 локтей длины». Если считать условный европейский метрический фунт 0,5 кг, то колбаски получались увесистыми – 217 кг и 450 кг. Вот такие веселые немецкие шутки! Отметим, что каждый предпочитал объедаться своими любимыми продуктами, колбаски для немца – услада жизни, и повседневное, и праздничное блюдо.
Колбасный магазин в Эльзасе

В более позднюю эпоху праздничное обжорство приняло в европейское культуре сентиментальные черты. Хотя количество съедаемого в зимние праздники от этого не уменьшилось. Одна из самых знаменитых и популярных рождественских сказок – диккенсовская. Сладкая и романтичная до абсурда (ну никак дядюшка Скрудж не вяжется с образом филантропа!), она, тем не менее, вполне реалистично передает черты своего времени. Вот какое рождественское и очень английское изобилие представил скряге Дух нынешних святок: «На полу огромной грудой, напоминающей трон, были сложены жареные индейки, гуси, куры, дичь, свиные окорока, большие куски говядины, молочные поросята, гирлянды сосисок, жареные пирожки, плумпудинги, бочонки с устрицами, горячие каштаны, румяные яблоки, сочные апельсины, ароматные груши, громадные пироги с ливером и дымящиеся чаши с пуншем, душистые пары которого стлались в воздухе, словно туман. И на этом возвышении непринужденно и величаво восседал такой веселый и сияющий Великан, что сердце радовалось при одном на него взгляде» (Перевод с английского Т. Озерской).
Колбасы Италии (Норчия)

Объедались преимущественно весной и, особенно повсеместно, на Новый год. Осенние празднества у многих народов слились с праздниками окончания урожая, здесь больше пили – молодое вино или свежесваренное пиво. Летние праздники были в наименьшей степени отмечены перееданием, сказывалась, вероятно, жаркая погода, а также сам характер и настрой праздника – на растительный мир и не-мясную, как своего рода оппозиция остальным сезонным праздникам, пищу. Это был женский праздник, посвященный когда-то, возможно, женщине-собирательнице растений.
Позднее, праздничные обильные пиршества стали данью традиции, своеобразной «памятью прошлого». С этим связаны и пищевые безумства новогодних праздников. Подключилась коммерческая составляющая, спекулирующая современным интересом к историческим обычаям и традициям. Особенно это заметно в экономически развитых странах и в тех, где увлечение собственным прошлым особенно велико. Например, в Великобритании, где под Рождество все магазины завалены яркой и разнообразной снедью, призванной возродить былое величие «Великого Британского Рождества». Велика и сила суеверий, у суеверных народов, вроде русских. Концепция – «как встретишь Новый год, так и проведешь» все еще подспудно владеет умами россиян, сметающих в канун Нового года с полок супермаркетов все виды продовольственных товаров, словно впереди не общенациональное обжорство, а великий голод.
Пятое. Основой жизнедеятельности первобытного человека и способом поддержания жизни в эпоху позднего палеолита была охота. Вероятно, древнейшие празднования были связаны с выполнением охотничьих ритуалов, получивших в современную эпоху название «звериных праздников». Можно предположить, что по своему содержанию они не слишком отличались от тех, которые существуют и сегодня в виде символической народной традиции, например, у многих народов Севера и Сибири. Они выражают и радость по поводу удачной охоты, и благодарность за нее силам природы и духам, обитающим вокруг, и попытку получить прощение у убитого зверя (в том числе и через кормление его), высказать ему уважение. Такого рода празднества сопровождаются переодеванием в шкуры животного и совершением в них ритуальных танцев или хождений. Человек на время перевоплощается в животное, устанавливая с ним особую связь, проникая в его душу, становясь им. Теперь уже сам зверь, объект охоты и одновременно почитания, становится на время частью празднеств.

В глубокую древность уходит традиция переодевания в шкуры животных и костюмированные ритуальные танцы. У большинства народов такие праздники ушли вместе с охотничьим способом существования. А вот переодевания, как часть праздника, остались. Достаточно упомянуть только европейские карнавалы или славянские коляды, изначально сопровождавшие все основные праздники года.

И через все века прошло особое отношение к мясу, как пище, во-первых, связанной с мужским началом, а во-вторых, как символу праздничного застолья. Даже у тех народов, которые впоследствии перешли на сугубо зерновую пищу, праздничные дни непременно сопровождались мясным изобилием. Нет мяса – нет праздника, этот принцип в значительной степени сохранился по сей день, несмотря на активную борьбу современных диетологических концепций с мясной пищей. Конечно, в некоторых случаях региональные или религиозные факторы оказали свое влияние на состав праздничной пищи, как, например, у некоторых народов Индии, однако и у них, как правило, можно проследить схожие традиции в относительно недалеком прошлом. А для большей части человечества по-прежнему праздник — это мясо. Праздник не праздник без пиршества, пиршество не пиршество без мяса.
Made on
Tilda