Не просто пища: бобы в древности
Из истории бобовых. Часть 2.
Бобовые культуры являются продуктом питания человека вот уже не одну тысячу лет. Среди важнейших назовем фасоль, горох, чечевицу, бобы садовые, нут, люпин, сою. Все эти виды были хорошо известны в древнем мире, который определил место и роль бобовых в системе питания человека.

Одним из первых подробное описание бобовых растений дал в IV в. до н.э. «отец ботаники» греческий философ Феофраст (или Теофраст). Его систематизация растений была главенствующей в античную эпоху. Интересно, что злаки и бобы он объединял в единую группу «хлебов» или «хлебоподобных растений», что говорит о том, что изначально употребление и функции и тех, и других были одинаковыми: «Есть два главных вида их: во-первых, растения хлебные, например пшеница, ячмень, оркиш, полба-двузернянка и прочие растения, похожие на пшеницу или ячмень; во-вторых, стручковые, например бобы, нут, горох и вообще так называемые бобовые».

Феофраст же отметил и некое своеобразное соперничество двух важнейших культур, подробно останавливаясь на сравнении их свойств, пользы и недостатков. «Стручковые вообще плодовитее и урожайнее; - рассуждал философ, - превосходят их яровые: просо и кунжут; из стручковых всего урожайнее чечевица… Лучше переносят холода и вообще климатические условия хлеба; питательнее стручковые, может быть, правда, только для нас; для животных же – наоборот». И так далее. Труд Феофраста отличает бесстрастный тон и лаконичный стиль, он просто констатирует факты, а не оценивает их.
Из Grandes Heures d'Anne de Bretagne (Часослов Анны Бретонской). Начало XVI века
Вслед за древнегреческим философом римский естествоиспытатель Плиний Старший относит и зерновые, и бобовые к одному виду хлебных растений, коих выделяет два главных вида: «злаки, как пшеница, ячмень, и бобовые, как бобы, нут», добавляя при этом, что «разница слишком известна для того, чтобы стоило говорить о ней». Для античного автора сельскохозяйственного труда Колумеллы разница и вовсе невелика. «Стручковые имеют много родов; – пишет он, - наиболее излюблены и употребительны у людей бобы, чечевица, горох, фасоль, конопля, просо, сезам, люпин, а также лен и ячмень. Однако, уже во времена Плиния, в начале новой эры, хлеб из бобовых был анахронизмом, бобовая мука лишь добавка к муке из злаков, причем ненужная, либо в случае жульничества, либо голода: «…особым почетом пользуются бобы, из которых пробовали даже печь хлеб. Бобовая мука называется lomentum; примесью ее, как и вообще всякой муки из бобовых, особенно из кормовых, увеличивают вес рыночного хлеба» (Естественная история).

В древних мифах о возникновения земледелия ключевое место занимают зерновые. Бобовые, чаще всего, либо сопровождают их, либо вообще не упоминаются. В шумерском эпосе великий бог Энки «подарил» человечеству одновременно и зерновые, и бобовые:

Владыка поле праведное окликнул, пестрый ячмень ему даровал,

Энки горох, чечевицу и […] вывел...

«Священный земледелец» китайцев Шэнь-нун прозывался властителем пяти злаков, умение возделывать которые он подарил людям. Среди них и соевые бобы. В древнейших народных песнях Китая воспевались главные дары земли: «Рис, бобы, пшеница, просо, конопля... // Много всяких злаков нам дает земля».

Японская богиня еды О-гэцу-химэ, из тела которой после ее убийства произошли, согласно легендам, все базовые продукты питания, «породила и бобовые»: из головы «коровы и лошади, из лба — просо, из бровей — тутовые коконы, из глаз — куриное просо хиэ, из чрева — рис, из потайного места — пшеница, бобы и фасоль». Или в другом варианте из глаз - рис, из ушей - просо, из носа - красная фасоль, из гениталий - пшеница, из зада - соевые бобы.
Индейцы Флориды сажают бобы. Гравюра по акварели Жака Ле Муана. 1564-65. Из Brevis narratio eorvm qvae in Florida Americæ provĩcia Gallis acciderunt. 1591
Ацтекский миф повествует о том, что после создания людей боги занялись поисками пищи для них и нашли гору Тонакатепетль, или «гору пищи». Кетцалькоатль, пернатый змей и один их главных богов ацтеков, превратился в муравья и добыл сначала зерна кукурузы, которыми накормили новорожденных людей. А затем при помощи богов дождя и молнии Тлалоков гору раскололи и из нее высыпались семена белой, черной, желтой и красной кукурузы, а также бобов и других съедобных растений.

В мифах индейцев Мексики творец всего сущего Нохотсакьюм создал последовательно землю, воду, солнце, луну и звезды. Далее шли растения в следующем порядке: «сначала кукурузу, бананы, чеснок, бобы, сахарный тростник, а потом он уже создавал все вперемешку — всякие растения, виноградные лозы, деревья». Ну а затем, основательно подготовившись, создал из глины людей, выпекая их на костре как лепешки тортильи. Нохотсакьюм с женой и всеми добрыми людьми проживают на небе, в раю, «он там работает на своем поле, засеянном кукурузой, курит сигары, ест тортильи и бобы».

В большинстве мировых мифов и легенд бобовые чаще всего следуют за злаками, лишь слегка, но все-таки уступая им по значимости.
Сбор фасоли. Из Tacuinum sanitatis, Северная Италия, конец XIV века
В античной и вообще в европейской мифологии бобы занимают более сложное место. Деметра, богиня плодородия и главная покровительница земледелия в Древней Греции и в Древнем Риме (под именем Цереры), научила ему людей и таким образом даровала человечеству богатство. Однако, согласно древнегреческому писателю Павсанию, бобы богиня сажать запретила. Он утверждает, что те жители Аркадии, «которые приняли ее гостеприимно в своем доме, получили от богини в подарок семена стручковых растений, только бобов она им не дала. По этому поводу у них есть тайное священное сказание, в силу которого у них считаются нечистыми семена бобов».

Павсаний напускает туман, ссылаясь на тайное сказание, которое нигде не приводит и вероятно и не знал. Зато он называет имя «героя», который ослушался богиню и стал первым сеять бобы, Киамит Бобовый, честно признаваясь, что ничего толком не знает, кроме того, что «открытие бобов нельзя приписать Деметре: тот, кто уже знаком с Элевсинскими таинствами или читал так называемые орфические гимны, знает, о чем я говорю». Снова тайна и снова необъясненная. Хотя сам факт связи бобов с великими мистериями античности и с древнейшим мистическим учением Греции говорит многое об их месте в древних ритуалах и символическом значении.

Судя по античным источникам, бобы были принадлежностью бога солнца Аполлона, именно в его праздники их поедали с особым ритуальным усердием. В комедии Аристофана «Всадники» бобы упоминаются как «Паллады дар». А древнегреческий комедиограф VI в. до н.э писал: «И если Дионису мил ты, быстренько // Поешь фасоли». Наконец, совсем неожиданно у Афинея говорится о том, что горох называли даром Посейдона.

С древним и мистическим восприятием бобов связан и знаменитый исторический курьез, возможно сильно раздутый последующими писателями, философами и учеными. Однако именно благодаря своей широкой популярности он дает нам множество версий, а заодно и раскрывает во всей красе мифологическое содержание бобовых.
Пифагор перед бобами. Из: Speculum principis (Зерцало для государей). Франция. Начало XVI века
Речь идет об отношении Пифагора и его последователей к бобам, которым он придавал мистическое значение. Смысл этих верований утерян, хотя, вероятно, в то время, в VI веке до н.э., еще был известен, во всяком случае, по каким-то причинам у пифагорейцев существовал жесткий запрет не только на употребление в пищу, а также вообще на прикосновение к этим растениям.

Философ Порфирий, составивший в III веке жизнеописание Пифагора, делает свои предположения по поводу пифагорейского запрета есть бобы: «Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение — зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы». Порфирий приводит и «несомненные» доказательства, которые якобы приводил Пифагор: «если боб разжевать и жвачку выставить ненадолго на солнечный зной, а потом подойти поближе, то можно почувствовать запах человеческой крови; если же в самое время цветения бобов взять цветок, уже потемневший, положить в глиняный сосуд, закрыть крышкой и закопать в землю на девяносто дней, а потом откопать и открыть, то вместо боба в нем окажется детская голова или женская матка». Согласно Порфирию, существовали и другие запреты, например, употреблять в пищу крапиву и «почти все, что водится в море».

Бобы нередко подносились богам в качестве жертвоприношения, однако, весьма избирательно. Так античный гимн Гее предваряется пометкой «фимиам и все семена, кроме бобов и ароматных», что косвенным образом говорит о том, что для других богов они сжигались. Плиний Старший также отмечает, что «в старинных обрядах бобовая каша считалась священным достоянием богов» (Естественная история.)
Made on
Tilda