Цампа является столь важной частью жителей Тибета, что они воспринимают себя в первую очередь как ее едоков. Так, во время конфликта с Китаем в 1950-х, призыв всех тибетцев к сопротивлению звучал следующим образом: «все люди нашего снежного края, которые едят цампу и начитывают мани, должны объединиться, взяться за оружие и бороться за независимость» («мани» сокращение наиболее популярной в Тибете молитвы).
Русский географ и писатель В.А. Обручев, среди наиболее известных работ которого фантастический роман «Земля Санникова», в конце XIX – начале XX века годы много путешествовал по Центральной Азии, в том числе на северо-западе Китая (районе, в то время называвшемся Джунгария), Монголии, Тибета. Он многократно отмечал популярность цампы (он называет ее «дзамба») в тех краях: «Тибетцы окрестностей Лхасы занимаются земледелием, сеют главным образом ячмень, так как дзамба (слегка поджаренная ячменная мука) составляет главную пищу всего Тибета, как и Монголии». И далее: «В Китае не кормят лошадей и мулов овсом или ячменем; овса там вообще не сеют, а ячмень идет на изготовление дзамбы - поджаренной муки, которая у монголов заменяет хлеб».
Под другими названиями блюдо это хорошо известно и народам Сибири и Алтая. Тувинцы называют его «далган», а казахи, хакасы, алтайцы и буряты «талкан». «Традиционный процесс приготовления далгана состоит в том, что очищенный, перебранный ячмень или пшеницу подвергают калению. Зерно предварительно вымачивают теплой водой, затем в раскаленной чугунной чаше его хорошо поджаривают. Каленое зерно толкут в ступе, затем его мелят на ручной каменной мельнице. Далган хранили в кожаных мешочках для сохранения аромата, вкусовых качеств». В классическом виде его просто разводят водой или чаем, подобно цампе, готовят на его основе и различные более сложные блюда от супов до сладостей. Современные ученые доказали, что традиционный далган содержит практически все необходимые для организма элементы: он «является источником не только белков, углеводов и липидов в сбалансированном соотношении, но и также витаминно-минерального комплекса».
Столь длительное сохранение этого простого и древнего блюда у кочевых народов объясняется, скорее всего, отсутствием у них стремления к вкусовому разнообразию в зерновых блюдах, прагматичностью и вообще общей консервативностью в вопросах питания. Однако и земледельческие народы имели подобные блюда. В России их было великое множество, они разнились по регионам, по видам круп, по способу заправки, но суть была одна: зерна распаривали, затем сушили-запекали-прокаливали, толкли и разводили жидкостью, получая готовое блюдо без дополнительной варки. Самое, наверное, известное, более или менее дошедшее до нашего времени, это толокно.
Толокно изначально, видимо, делалось из разных видов зерна, но уже к XIX веку было известное более как толченая (немолотая) мука из овса. Поговорки, приводимые В. Далем в его знаменитом словаре, свидетельствуют о том, что именно легкость приготовления были причиной популярности этого блюда: «Скорое кушанье толокно: замеси, да и в рот понеси! Хорошо, да не как толокно (его замеси, да в рот понеси)». Как повседневное дешевое блюдо оно, видимо, приедалось: «Ныне толокно, завтра толокно; да как все одно, так прискучит оно». Историк Н.И. Костомаров отмечал, что «в XVI и XVII веках в большом употреблении в народе было толокно, приготовленное из овсяной муки с водою».