Суп из камня
древнейшее блюдо человечества
Мы мало знаем о том, как питался первобытный человек: мясо, как результат охоты, плоды, как результат собирательства, в некоторых регионах ракушки и моллюски для разнообразия. Но о способах приготовления, казалось бы, судить практически невозможно, археологические памятники не могут сохранить таких свидетельств. Однако, мы можем предполагать, основываясь не только на здравом смысле, но и исходя из практик, отголоски которых дошли до наших дней, а также используя мифы, легенды и сказки, которые часто сохраняют память о делах очень давно минувших дней.

Здравый смысл и опыт современных племен подсказывают, что мясо диких животных могли есть сырым или жарить на костре и на камнях в костре. Это самое простое и очевидное. Однако, был ли так прост древний человек? Не мог ли он использовать какие-то еще приспособления, чтобы разнообразить свою еду?

Из практики охотничьих племен и традиционных навыков всех народов мы знаем, что до изобретения глины люди могли использовать посуду, выдолбленную из дерева (в русских деревнях такую использовали до первой половины XX века), сделанную из шкур животных (практикуют некоторые африканские племена), из коры, в ямах, вырытых в земле и т.д.

Главный вопрос, как могли варить пищу в сосудах, сделанных из горючих материалов, которые нельзя ставить на прямой огонь. Один из самых очевидных способов – использование раскаленных камней для готовки. Такие камни накаляются в огне и затем кидаются в посуду, изготовленную из любого материала – дерева, коры, кожи. Таким образом готовили еду различные племена, не знавшие керамики и метла.

Одно из племен Северной Африки даже получило название «кипятящих камнями». В земле вырывали яму, выкладывали ее частью сырой шкуры животного и вдавливалаи ее в яму так, чтобы она входила в нее вплотную. В шкуру наливали воду, затем, раскалив на костре камни, бросали в воду, пока не закипит. Такой способ не требовал даже сосудов, кипячение происходило в земляной яме, а шкура не давала воде уйти в землю. Им же пользовались и южноамериканские инлейцы.

В 1740-е годы немецкий ученый на русской службе Георг Вильгельм Стеллер совершил несколько экспедиций по Сибири. Его рукописями пользовались потом многие исследователи, повторяя некоторые его наблюдения как свои собственные. Он описал приготовление пищи ительменами, одной из народностей Камчатки, следующим образом: «Прежде, когда у них не было ни котлов, ни другой посуды, они клали рыбу в деревянное корыто, совершенно такое, из какого кормят свиней, заливали ее водою и варили при помощи раскаленных камней; после людей из того же корыта они кормили собак».

Археологические находки – скопления камней возле кострищ или приочажные ямы, заполненные камнями, – на Камчатке подтверждают использование камней для приготовления пищи ительменами и в период III тысячелетия до н.э., и на стоянках I тысячелетия н.э.

Знаменитый русский путешественник С. П. Крашенинников, побывавший на Камчатке несколько позже Стеллера, также отмечал деревянную посуду местных жителей и использование раскаленных камней для готовки. Он даже разразился предварительной тирадой, удивляясь находчивости диких людей: «Чего ради и писать бы о том более нечего, естьли бы сей народ так как другие имел тогда или знал употреблять металлы. Но как они без железных инструментов могли все делать, строить, рубить, долбить, резать, шить, огонь доставать, как могли в деревянной посуде есть, варить, и что им служило вместо металлов, о том, как о деле не всякому знакомом, упомянуть здесь не непристойно, тем наипаче, что сии средства не разумной или ученой народ вымыслил, но дикой, грубой и трех перечесть неумеющий. Столь сильна нужда умудрять к изобретению потребного в жизни!». Ну чем не описание людей каменного века!
«Камчадалы», добывающие огонь трением. Гравюра С. П. Крашенинникова. Из книги «Описание земли Камчатки» (1750-1755)
С помощью каменных орудий, продолжает Крашенинников, камчадалы выдалбливали свои чаши, корыта, даже лодки: «А варили они в такой посуде рыбу и мясо каленым каменьем». Так, например, с помощью раскаленных камней собирали местные жители рыбий жир: «Рыбей жир на Камчатке варится из белой рыбки, которую русские бельчючем называют, а подобна она сельдям, кладут ее в баты, и, налив немного воды, каленым каменьем так варят, чтоб и кости ее розопрели, а сваря, закрывают баты, и как немного остынет, то роскрывают и вливают в бат студеную воду. Гуща остается на низу, а жир поверх воды плавает, которой они ковшами снимают и в кади вливают».

Аналогичный способ описывает и Г.Ф. Миллер, выдающийся русский ученый-немец: «жир из цельных рыб, которым предварительно дают закиснуть, вываривается в деревянных сосудах, куда бросают раскаленные камни». И другой путешественник того же XVIII века (исследование народов Сибири в ту эпоху было в моде, к тому же поддерживалось правительством) Я. Линденау: «Жир топят из горбуши, кижуча и нерки следующим образом в лодках: после того как позвоночник вынут, рыбу бросают в большом количестве в лодку, куда бросают также большое количество накаленных камней, чтобы все стало вариться, и если нужно, то « добавляют камни еще раз. Когда все рыбы раскрошились, вынимают камни, наливают по усмотрению холодной воды и собирают всплывающий жир».

Вот как описывает Линденау утро коряков, еще одного коренного народа Камчатки. Утром первым делом разводят огонь. Потом занимаются утренним туалетом, после чего каждый кидает в огонь камни, прежде чем выйти наружу, чтобы постоять и «посмотреть на солнце». Вернувшись в юрту, женщины садятся к деревянным корытам и начинают готовить еду: «сначала наливают в них немного чистой воды, затем кладут китовый жир, сушеное тюленье мясо и сушеную рыбу, после этого каждая берет свою кочергу и ею вытаскивает из огня раскаленные камни, приносит их на совке к корыту и опускает туда, после чего корыто накрывают и дают постоять четверть часа». При этом и кочерга, и совок сделаны из дерева. Завтрак готов! Остаток еды достается собакам, которые пользуются тем же корытом, в котором готовилась пища.

Такой способ приготовления пищи применялся не только среди народов, сохранивших обычаи и орудия каменного века. В середине XVII века французский инженер, находившийся на польской службе, наблюдал следующую картину: «…однажды, на берегу реки Самары, я нашел одного казака, который варил рыбу в деревянном ведерце, которое поляки и казаки привязывают сзади седельной луки, чтобы поить им лошадей; для этого он накалял камни в огне и бросал их в сосуд до тех пор, пока вода не закипела и рыба не сварилась, — выдумка, которая на первый взгляд может показаться грубою, но которая, тем не менее, не лишена остроумия».
Крестьянский обед. Фото конца 1890-х г.
Отметим, что в ритуальных блюдах старинный обычай кипячения воды камнями сохранялся и в России до XX века: «У севернорусских и белорусов хорошо сохранился старый способ варить пищу и кипятить воду… с помощью раскаленных камней. Этому сильно способствовало отсутствие огнеупорной посуды. В Вологодской губ. принято варить таким образом овсяный кисель для поминок: ставят на стол деревянную кадку с заквашенной болтушкой из овсяной муки и опускают туда раскаленные камни. Жидкость закипает, ее размешивают мутовкой и разливают затем в чашки, для еды».

Невольно вспоминается известная русская сказка про суп или кашу из топора. Отставной солдат обманывает жадную старуху, обещая ей сварить суп из топора. Бросив топор в котел, потихоньку выманивая у нее крупу, соль и сало, он создает вкуснейшее варево. Может топор был нужен не только для обмана жадной старухи, но и для кипячения воды? Или как отголосок старой традиции? Эта история могла быть просто шуткой, если бы в мировом фольклоре не сохранилась целая коллекция аналогичных сказок о «каменном супе». Иногда камни заменяются другими предметами – топором, гвоздем, пуговицей, но это, скорее, поздние вариации. Сюжет крутится вокруг двух тем – или обман жадины, своего рода наказание за жадность, или идея коллективизма, впрочем, тоже не без щепотки скупости. И что показательно, в некоторых культурах в меню сохранились «каменные супы», пусть даже уже и без камней, а только в названии.
Американское издание сказки о «каменном супе» 1948 года

В китайской сказке юные помощники жадного рыбака, выманив у него соль и кунжутное масло, готовят суп из пойманной рыбы, диких овощей и птичьих яиц (за исключением кунжутного масла все ингредиенты были доступны и древнему человеку). Уверяют, что ««яичный каменный суп» до сих пор является традиционным на юго-востоке Китая, в него даже добавляют небольшие, чисто вымытые камушки, надеюсь, для красоты.

Французский и венгерский варианты истории схожи с русским, только вместо топора солдат использует камень, а в скандинавском – гвозди. В Италии странник обманывает аж целую деревню, жители которой отказываются его кормить, но, обманутые им, охотно приносят разные продукты для общего супа. Есть еще и немецкие, восточноевропейские, ирландские и английские варианты. А в Португалии героем легенды является монах-паломник. По сей день здесь готовят традиционное блюдо из фасоли и колбасок, называемое «суп из камня» (sopa de pedra).
Made on
Tilda