Мы мало знаем о том, как питался первобытный человек: мясо, как результат охоты, плоды, как результат собирательства, в некоторых регионах ракушки и моллюски для разнообразия. Но о способах приготовления, казалось бы, судить практически невозможно, археологические памятники не могут сохранить таких свидетельств. Однако, мы можем предполагать, основываясь не только на здравом смысле, но и исходя из практик, отголоски которых дошли до наших дней, а также используя мифы, легенды и сказки, которые часто сохраняют память о делах очень давно минувших дней.
Здравый смысл и опыт современных племен подсказывают, что мясо диких животных могли есть сырым или жарить на костре и на камнях в костре. Это самое простое и очевидное. Однако, был ли так прост древний человек? Не мог ли он использовать какие-то еще приспособления, чтобы разнообразить свою еду?
Из практики охотничьих племен и традиционных навыков всех народов мы знаем, что до изобретения глины люди могли использовать посуду, выдолбленную из дерева (в русских деревнях такую использовали до первой половины XX века), сделанную из шкур животных (практикуют некоторые африканские племена), из коры, в ямах, вырытых в земле и т.д.
Главный вопрос, как могли варить пищу в сосудах, сделанных из горючих материалов, которые нельзя ставить на прямой огонь. Один из самых очевидных способов – использование раскаленных камней для готовки. Такие камни накаляются в огне и затем кидаются в посуду, изготовленную из любого материала – дерева, коры, кожи. Таким образом готовили еду различные племена, не знавшие керамики и метла.
Одно из племен Северной Африки даже получило название «кипятящих камнями». В земле вырывали яму, выкладывали ее частью сырой шкуры животного и вдавливалаи ее в яму так, чтобы она входила в нее вплотную. В шкуру наливали воду, затем, раскалив на костре камни, бросали в воду, пока не закипит. Такой способ не требовал даже сосудов, кипячение происходило в земляной яме, а шкура не давала воде уйти в землю. Им же пользовались и южноамериканские инлейцы.
В 1740-е годы немецкий ученый на русской службе Георг Вильгельм Стеллер совершил несколько экспедиций по Сибири. Его рукописями пользовались потом многие исследователи, повторяя некоторые его наблюдения как свои собственные. Он описал приготовление пищи ительменами, одной из народностей Камчатки, следующим образом: «Прежде, когда у них не было ни котлов, ни другой посуды, они клали рыбу в деревянное корыто, совершенно такое, из какого кормят свиней, заливали ее водою и варили при помощи раскаленных камней; после людей из того же корыта они кормили собак».
Археологические находки – скопления камней возле кострищ или приочажные ямы, заполненные камнями, – на Камчатке подтверждают использование камней для приготовления пищи ительменами и в период III тысячелетия до н.э., и на стоянках I тысячелетия н.э.
Знаменитый русский путешественник С. П. Крашенинников, побывавший на Камчатке несколько позже Стеллера, также отмечал деревянную посуду местных жителей и использование раскаленных камней для готовки. Он даже разразился предварительной тирадой, удивляясь находчивости диких людей: «Чего ради и писать бы о том более нечего, естьли бы сей народ так как другие имел тогда или знал употреблять металлы. Но как они без железных инструментов могли все делать, строить, рубить, долбить, резать, шить, огонь доставать, как могли в деревянной посуде есть, варить, и что им служило вместо металлов, о том, как о деле не всякому знакомом, упомянуть здесь не непристойно, тем наипаче, что сии средства не разумной или ученой народ вымыслил, но дикой, грубой и трех перечесть неумеющий. Столь сильна нужда умудрять к изобретению потребного в жизни!». Ну чем не описание людей каменного века!