Предположение это подтверждает Академический словарь русского языка, изданный в конце XVIII века, согласно которому сырник – это «блин на подобие пирога творогом или яйцами начиненной». Творог же, очевидно, происходит от слова «творить», создавать, приготовлять (в словаре Срезневского «тварь» – это «то, что создано», отсюда и «тварог» в ранних формах». В Домострое XVI века в рецепте приготовления «яблочной постилы» уваренное пюре кладут в «творила», «а из творил опрометывати, что сыры, на блюда, и ставити на стол». Это замечание указывает на то, что делали сыр в «творилах», то есть формах, и слово «творог», вероятно, изначально использовавалось более широко, по отношению ко всему, что «сотворили» в «творилах». А с конца XVII века перешло преимущественно к определенному виду того, что ранее называли исключительно «сыром».
Словарь Академии Российской первый толковый словарь русского языка, изданный в конце XVIII века дает совершенно четкое, хотя, одновременно, и несколько туманное, определение понятию «сыр», причем два значения: «1. Творог приправленный сметаною и яйцами. 2. От кислаго или заквашеннаго молока в тепле отделенныя части наподобие хлеба сваленныя и засушенныя». Похоже, ученые, составлявшие словарь, весьма смутно представляли себе сам процесс. Если «сыр» в словаре это «творог», то в свою очередь «тварог» это «частицы молока сырныя, густые, ссевшиеся от окисания и отделившияся от сыворотки». А «тварожник» - «блин или пирог с тварогом». Здесь нет упоминания о «верном» или сычужном сыре европейского образца, который к этому времени был уже хорошо знаком россиянам. Вероятно задача составителей была зафиксировать традиционное русское понимание тех или иных явлений, а не составить словарь «иностранных слов»
Таким образом, и до XIX века сыр и творог в русском языке не были полными синонимами, как это принято считать. Творог – это один из видов сыра, которого существовало несколько сортов, на что нам указывают и различные источники. «Сыр» и «сырная» или «сыропустная» неделя встречаются с начала XI века. Упоминаются следующие виды древнерусского сыра: «кислый», чаще всего и дольше всего, «молодой», «сметанный», иногда «сметанный сухой», «сыр мал», наконец, с XVI века к ним присоединяется «сыр губчатый», продукт праздничный и редкий. А послу германского императора Рудольфа II в конце XVI века подавали и вовсе «блюдо сыра губленого».
Вероятно, все виды сыра, кроме одного, это просто разные вариации на тему творога, такие же, какие мы находим в рецептах XIX века, и многие из которых сохранились в домашнем быту и сегодня. Различались они по исходному сырью – из кислого или свежего молока, с добавлением сметаны или творога, по способу обработки – одни делали из сырого продукта, другие томили в печи или даже проваривали, различались они по степени спресованности, были также подсоленные и высушенные на воздухе для длительного хранения. В некоторых случаях сыр считали штуками («З Деменъского стану корму царю и государю… 2 ведра сливок, 50 сыров кислых, 5 сыров молодых, 5 сыров сметанных»), а в некоторых резали, значит существовали достаточно спрессованные и твердые его формы.
Молоко, таким образом, использовали в разных его видах – свежее, простоквашу, мягкий или свежий сыр (аналог творога), более твердый сыр (творог, полежавший под гнетом). Русский сыр был творожной консистенции, пресный или кисловатый, реже слегка подсоленный, и всегда белый. Стремясь подчеркнуть белизну церковной постройки, летописец пишет, что она «убелена яко сыр».
Сыр, как и позднее творог, до конца XVIII века на Руси использовали исключительно в выпечке. Пироги, пирожки, блины и блинчики с сыром встречаются повсеместно, также как и сырники. Это было не повседневное блюдо, а скорее праздничное. Ели его на сырную или масляную неделю. Спутник антиохийского патриарха Макария, путешествовавшего по Московии XVII века, обратил внимание, что на масленую неделю «у них много кушаньев из теста, начиненного сыром и жареного в масле, разных форм: продолговатые, круглые, как клецки, лепешки и пр.».
Сама сырная неделя пришла на Русь, вероятно, вместе с христианством, известно, что неделя перед постом в Византии также называлась «сырная неделя». Возможно, с ней же пришла и традиция делать сыр.