Краковский дворянин Станислав Немоевский, проживший в России несколько лет в начале XVII века, крайне скептический отзывался о русском молочном производстве. Он писал, что крестьянский «скотный двор построен довольно скверно: как скоро стелится корова, теленку не дают сосать: только выдоивши корову, поят того теленка, которого желают вскормить... Поэтому теленок смолоду изнурен и скот несколько мелок... Скотину мало кто вырощает и у бояр, и у крестьян. Зима действительно длинная и три четверти года надо скот кормить в скотном дворе... Масла не умеют делать, сметаны не собирают: она горкнет. Как скоро масло приготовят, его топят...». Если отбросить традиционно-негативное отношение польских наблюдателей ко всем проявлениям русской жизни, то все равно очевидно, что молочная культура на Руси была не слишком развита.
И все-таки свои достижения в этой сфере были, и сыр играл определенную роль в русском мире. Просто здесь он имел свои формы. Как и у скотоводческих народов, на Руси был в ходу белый створоженный сыр. Возможно, изначально окружавшие славян кочевые народы оказали свое влияние на способ его производства. Молоко, сыр и масло были знакомы восточнославянским племенам задолго до принятия христианства. Автор Повести временных лет провозгласил эти племена, ссылаясь на греков, «Великой Скифью», а скифы были главными производителями и потребителями молочных продуктов в древности.
Обращает на себя внимание и тот факт, что слова «масло» и «сыр» не являются заимствованиями из греческого или латинского, как это случилось со многими другим европейскими языками. Более того, оливковое масло, пришедшее на Русь, скорее всего, из Византии вместе с христианством и обрядами, в которых оно играет заметную роль, получило славянское имя «масло», наряду с греческим вариантом «елей», что опять же является исключением для европейских языков, повсеместно заимствовавших греческое слово. В первых письменных источниках оно уже часто идет с эпитетом «древяное», то есть полученное от плодов дерева, чтобы отличить его от «не-деревянного», то есть молочного. Аналогично и со словом сыр, которое также встречается еще в первых древнерусских письменных источниках. Это славянское слово, происхождение которого не совсем ясно. В любом случае молочные продукты были хорошо известны на Руси с древнейших времен.
Сыр на Руси готовили путем естественного заквашивания, вероятно, без добавления сычужного фермента. Классический сыр еще со времен античности заквашивали с помощью сычуга, части желудка молочных телят, вырабатывающей реннин, в просторечии именуемый сычужным ферментом. Сегодня на эту тему ведется много споров, как будто неиспользование этого элемента, то есть историческое отсутствие «правильного» сыроделания в России, относит русских к категории отсталых народов. Практически наверняка на Руси знали о таком способе свертывания молока, русская земля всегда включала в себя конгломерат племен, народов и этносов, так что нет сомнений, что еще в далекой древности такого рода знание должно было проникнуть в русский народ. Более того, слово «сырище» в древнерусском языке означает «желудок», так что вполне могло быть, что «сыр» произошло не от «сырой», а от способа приготовления с добавлением сычужного элемента, то есть кусочка желудка. Можно допустить, что в древности, особенно на южных территориях, где условия благоприятны, славяне и производили сычужные сыры в значительном количестве. Но позднее эта культура сошла на нет.
Возможно, русские со временем отказались от сычужного ферментирования сыров под влиянием религиозных убеждений или народных суеверий. Сычуг готовится из желудков телят или ягнят, овец разводили мало, а на телятину в русском народе существовал своеобразный неофициальный запрет. Шведский посол П. Петрей, находившийся в России в Смутное время, приводит устрашающую историю: «… Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человеческого мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…». Конечно, это немного напоминает антирусскую политическую «пугалка», но факт сам по себе остается фактом. Известно, что не-русскость Лжедмитрия I была разоблачена из-за того, что он любил жареную телятину. Сей отвратительный факт убедил жителей Москвы, что «царь ненастоящий!». Так что реннин добыть на Руси было не из чего.
Может быть, дело было и в том небольшом количестве молока, которое приходилось на крестьянскую семью, так что в производстве сложных сыров не было необходимости. Возможно, дело было и во вкусовых предпочтениях, свежий, пресный сыр больше был по вкусу и давал больше возможностей для его кулинарного использования в любимой на Руси выпечке