Блюда с горохом в XVI-XVII веках на Руси ели еще повсюду. На столе у Патриарха Филарета в постные дни лапша гороховая с маслом, горошек без масла, «горох тертой». В Росписи царским кушаньям (1610-1612) на царский стол рекомендуют подавать пироги с горохом и маслом ореховым. Автор Домостроя (XVI век) советует в постные дни пироги с горошком или с горохом, лапшу гороховую, а в запасе всегда держать «целый горох, да горох лущеный».
Знали на Руси и о недостатках бобовой пищи, ее побочном влиянии на желудок. Народная поговорка гласила: «Горох да репа животу не крепа». А в трактате XVI века, посвященном здоровому питанию, рекомендуют ограничивать потребление гороха, хотя и относят его к полезной пище: «Пригожаества к здравию: пшено сорочинское, крупы ячныа и гречневы, и овсяны, и пшено, и гороху мало, занеже в человеце не борзо ноет…».
На Руси горох был любимой народной пищей. Из него часто делали кисель, пекли пироги с горохом, делали похлебки. В.И. Даль приводит множество поговорок про горох, среди которых встречаются и игривые: «Горох да девка завидное дело. Мимо гороху да мимо девки так не пройдешь. Девку в доме да горох в поле не уберечь. Горох в поле, что девка в доме: кто ни пройдет, всяк щипнет». Сравнение гороха с девкой может быть и шуткой, а может быть и отголоском древней символики, связывавшей бобовые с плодородием и продолжением рода.
С бобовыми на Руси связано множество поверий и примет. Русский фольклорист и собиратель сказок А.Н. Афанасьев утверждал, что горох является символом славянского бога-громовержца Перуна. Он же собрал и ряд примет, сохранившихся до его времени: «Уцелевшие в простонародье суеверия придают гороху чудесные свойства: если убить весною змею и, разрезав ей брюхо, положить туда три горошины и потом зарыть в землю, то вырастет дорогой цвет: сорви его, положи в рот — и будешь знать все, что на уме у человека; если гороховый стручок о десяти зернах положить в повозку, в которой жених и невеста собираются ехать к венцу, то лошади не двинутся с места… В народных обрядах, совершаемых в честь громовника, носят молот, обвитый горохового соломою; по мнению чехов, горох следует сеять в Зеленый четверг — в день, посвященный Перуну; сажая хлебы в печь, они бросают туда три горошины или стручок и верят, что это предохраняет хлебы от всякой порчи; в пятницу на Страстной неделе они отправляются в сад с мешком гороха и ударяют им плодовые деревья — с пожеланием, чтобы на них было столько же плодов, сколько в мешке зерен; накануне Рождества горох составляет одну из главнейших принадлежностей семейной трапезы… Ночное небо, усеянное частыми звездами, народные загадки уподобляют темному покрову, по которому разбросан горох: «постелю рогожку (= небо), посыплю горошку (= звезды), положу окрайчик хлеба (= месяц)»…«рассеян горох — никому не собрать: ни попам, ни дьякам, ни серебреникам; один Бог соберет — в коробеечку складет»… По русской примете, много ярко блистающих звезд, видимых в Рождественскую ночь, предвещают большой урожай гороху».
К XIX веку и в народе горох становится, скорее, баловством и лакомством.
Е. Молоховец в своей обширной поваренной книге приводит ряд рецептов блюд с бобовыми, обращая особое внимание на их полезность: «К стручковой группе принадлежат: простые бобы, турецкие или белыя фасоль, горох и чечевица. Все они состоят из кровообразовательных веществ и поэтому представляют весьма питательные, пищевыя средства, в особенности чечевица, которая содержит в себе и значительное количество железа». Особое внимание Молоховец обращает на горох, подчеркивая не только его пользу, но и практичность: «Горох считается самою здоровою и питательною пищею, так напр. находят, что две порции т.е. 2 полныя тарелки гороховаго, протертаго супа с прибавлением куска хлеба более или менее отвечают суточной потребности взрослаго мужскаго организма». Однако список рецептов из бобовых в ее книге ограничен. Среди них отсутствуют традиционные и популярные когда-то пироги с горохом и гороховые каши – на дворянском и городском столе им не место.
В советский период разнообразие блюд из зернобобовых все сокращалось. Эпоха изобилия делала упор на хлеб и мясо, горох был пережитком бедной деревенской жизни. Некоторое оживление внесли блюда различных национальных кухонь народов СССР, широко внедрявшиеся на советский стол с 1930-х. Например, кавказская кухня традиционно богата бобовыми. Однако приживались они не слишком охотно, варить надо долго, вкус непривычный, в магазинах, кроме гороха, других разновидностей было мало. В первой «Книге о вкусной и здоровой пище» (1939 год) горох и фасоль встречаются в супах, в национальных рецептах вроде бозбаша, есть гарнир – гороховое пюре к солонине (в переиздании 1950-х оно исчезает) и зеленый горошек в разделе консервов. Реклама того времени настойчиво продвигает такой горошек в пару к сосискам, еще одной новинке 1930-х, подчеркивая быстроту и удобство приготовления такого блюда, новой советской классике, – сосисок с горошком.