Новогодний Санкт-Петербург:
дверь в Европу.
Многие россияне продолжают тосковать по потерянному раю. Увы, границы большинства стран мира по-прежнему закрыты, строгости только нарастают. Особенно не хватает Европы, ставшей «своей» за последние 20 лет. Рождественские базары в Германии, аprès-ski в снежных Альпах, северное сияние финской Лапландии, солнечный новый год в Италии и Испании, все это осталось за новым занавесом, на этот раз не железным, а санитарным. Этого ничем не заменить.
Но найти альтернативу можно и ничуть не хуже. Конечно, все импортозамещение теряет некий флёр «иностранности». «Как европейское поставить в параллель / С национальным — странно что-то!», иронизировал 200 лет назад А.С. Грибоедов. Ино-странный мир и на вкус, и на цвет, и на запах иной. Но и свой меняется, причем часто в лучшую сторону. Оставим прелести дикой природы, с этим в стране перебоев нет. А вот город Санкт-Петербург являет собой отличную альтернативу европейскому рождественскому шику (жители Петербурга могут за тем же самым съездить в Москву). Главное, не ждать встречи с русской Венецией, Парижем или Амстердамом, разочарование будет неизбежно. Настройтесь на старый добрый Санкт-Петербург во всей его зимней красе.
Зима в северной столице – прекрасное время для того, чтобы насладиться красотой и гармонией города. Величественная архитектура прекрасно просматривается сквозь заснеженные ветки деревьев, а белый снежный фон оттеняет очертания зданий. В новый год все это еще и щедро разукрашено иллюминацией, во всяком случае в самом центре города.
В этом году было торжественно заявлено, что Невский проспект украсят в «имперском стиле», в честь 350-летия со дня рождения Петра I. На деле имперскость была представлена некими намеками на корону, державу и скипетр, что без объяснения, почерпнутого из интернета, было бы трудно оценить.
Питерцы свою иллюминацию ругают, считают скудной и провинциальной по сравнению с московской. А нам понравилось. Например, ноты на елке на площади Искусств.
Многие помещения, театры, магазины, отели, рестораны восхищали изысканностью, творческим подходом и в некотором роде аристократизмом. Ох уж это вечное противостояние двух столиц: питерцы комплексуют по поводу провинциальности, а москвичи завидуют питерской аристократичности.
Так называемые рождественские рынки впечатления не произвели. Попытки догнать Европу не удались. Отлично получились только киоски с горячим глинтвейном и специальные бочки с живым огнем, у которых можно было погреться. Что было не лишним, мороз во время нашего краткого путешествия держался стойко, дойдя до -25.
Ввиду краткости поездки (2,5 дня) музеи в праздничную программу не попали. А вот без театров обойтись было никак нельзя, Питер же и праздник же! «Аида» в Мариинке была беспроигрышной: красочна и торжественна (со второй части пришлось уйти, чтобы не расстраиваться, так что в памяти остался только знаменитый победный марш).
А вот любимый мною за «европейскость» Михайловский театр разочаровал. Билеты на «Щелкунчика», ну как же без него в зимние праздники!, были чудовищно дорогие, и, что самое печальное, оказалось, что с наших мест виден только крошечный угол сцены – то туфелька героини, то кусок плаща Дроссельмейера, то хвостик мыши. Сюжет, конечно, знакомый, но надо было предупредить во время покупки: «Места с обзором, ограниченным крошечным уголком сцены», как-то так.
Буфет был страшно дорогой и все какое-то невкусное, кофе варят в одном месте, бутерброды в другом, карточки не принимают, заказы на антракт (что было очень по-европейски) не берут, народу много. Почему-то появилась табличка, что это Ginza Project, не знаю уж, в каком месте, может, в цене, но точно не в качестве. Возможно, дело было просто в праздничных днях, все хотят привести детей и внуков на знаменитый балет, народу была тьма-тьмущая, организовано все плохо, разочаровало. И мы ушли со второго действия, хотя, в отличие от «Аиды», и неохотно.
Беспроигрышны в Петербурге прогулки по центру города. Даже в мороз. Красив, наряден, торжественен. Каждый угол связан с литературными цитатами разных эпох: «Невы державное теченье», «Не слышно шума городского, над Невской башней тишина», «…тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград», «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, к ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди», наконец, «чижик-пыжик, где ты был, на Фонтанке водку пил». На каждом доме памятные таблички, живые иллюстрации к учебникам русской литературы и истории. А каналы, реки, мосты… Хорошо, что не застроили центр новыми зданиями, хорошо, что сохранили. Хотя состояние некоторых прекрасных исторических зданий в самом центре наводит на грустные мысли. Но это общерусская проблема.
А еще в Питере с каждым годом все лучше обстоят дела с гастрономическими радостями. Лучшим завтраком в этом году был признан (нами) завтрак в отеле Лотте, забравший пальму первенства у Гранд отеля Европа.
Ресторанов придерживались сугубо патриотических, русской кухни.
Два дня пролетели в праздничной суете. Народу было много, в отеле собралось пол-Москвы, за время пандемии жажда странствий заметно обострилась. Да, еще одна важная особенность современного путешествия из Москвы в Петербург и обратно: скоростные Сапсаны очень удобны и комфортны, ахнуть не успел и ты вернулся из сказки домой. Тоже хорошо.
Made on
Tilda