Донское путешествие. Часть 4.
Ростов-не-Великий: день сегодняшний.
Сначала о разочарованиях, точнее о некотором удивлении, которое почувствовала, оказавшись в Ростове.
Из достопримечательностей. Крошечная нарядная пешеходная улица в центре, приводящая к огромному собору – Рождества Пресвятой Богородицы, построенному в середине XIX века на месте собора века предшествующего. Размер кафедрального собора впечатляет, свидетельствует о густонаселенности города уже 150 лет назад. Красивые особняки и торговые дома, которые присутствуют во всех российских купеческих городах, неплохо сохранились и группируются преимущественно вокруг Большой Садовой улицы. Но там много машин, шумно и суетливо, так что ощущения единого городского пространства не появляется.
Были наслышаны о ростовской набережной и, побросав вещи в гостинице, по пешеходной улице, мимо собора отправились прямо туда. Свернув с соборной площади, сразу попали в обшарпанный, глухо-провинциальный мир, причем в отчетливо южном стиле. Согласно последней переписи, 90 процентов населения – русские, но это «южные» русские, если можно так сказать, впитавшие многое из кавказского и азиатского колорита. На террасах обветшалых домов вечером в центре города сидели толстые мужики в майках-алкашках и что-то пили, возможно даже чай, и ели. Женщины группировались отдельно, в основном были замечены с тяжелыми сумками продуктов. Неожиданно возникали современные дома из стекла и бетона, только подчеркивавшие убогость окружения.
Разочаровала и набережная, показавшаяся довольно бессмысленной. В смысле сама набережная, конечно, красивая – деревья, вода, Дон, противоположный берег. Но, похоже, это единственное место отдыха и местных жителей, и туристов, так как яблоку упасть было негде. Вероятно, чтобы усилить толчею, по всей набережной расставлены скульптуры, в каком-то немыслимом количестве.
Вообще скульптуры стали наказанием для русских городов в последние годы, они, как правило, символизируют проведенную администрацией в городе «реновацию» и развитие туризма. Конечно, вокруг каждой фигуры толпился народ, все хотели сфотографироваться в лодке с Аксиньей и Григорием Мелиховым…
…зачерпнуть из котла деда Щукаря; все персонажи Шолохова были богато представлены.
Ну и конечно потереть на удачу какую-нибудь часть очень странного «Дона-батюшки» или «Ростовчанки».
Про «картину» художника и говорить не приходится.
При этом вполне живописные торговые склады XIX века стояли вокруг этого скульптурного великолепия в руинах, на их реставрацию средств не хватило.

В свое время обновление Москвы началось с Арбата. И разочаровало многих, говорили: «Арбат офонарел», излишек фонарей бросался в глаза. Потом появились торговцы и иностранцы. Теперь еще и скульптуры, правда, не столь многочисленные, как в других местах. Но привыкли и к этому. Обновление всегда что-то обновляет, а что-то уничтожает, как правило, ту самую атмосферу, которую так трудно выразить словами.
По сути, главной удачей ростовской набережной было гастрономическое разнообразие. Вдоль нее открыли массу кафе и ресторанов на все вкусы и кошельки. И хотя мы никуда не заходили, выглядели они вполне привлекательно.

Здесь мы переходим к удачам современного города, которые главным образом связаны с развитием городской инфраструктуры. Гостиница в самом центре, со странным названием Boutique Hotel 39, была очень удобной и гостеприимной, номера большие, комфортные. Название объяснялось просто. В центре города, как сообщила брошюра, когда-то кипела купеческая жизнь. В доме № 39 – отсюда и название отеля – в начале XX века находилась легендарная биллиардная, в которой бывал Булгаков и где он, как говорят, проиграл браслет своей жены. Не знаю, является ли подобный поступок хорошей рекламой для заведения, но отель и правда оказался на высоте.
Made on
Tilda