Винные дороги России.
Часть 7. Итоги.
Подведу итог винного путешествия. Было чувство, что мы путешествовали две недели, а прошло всего три дня, так много было эмоций, впечатлений, удовольствий и открытий. Что в целом приятно поразило во время «винного тура»? Во-первых, как много сделано за столь короткий срок. Мало кто представляет себе это, сидя дома. Надо увидеть, чтобы прочувствовать.
Во-вторых, как умело и грамотно все это сделано, как быстро люди освоили в целом утраченный навык виноделия. Тем более, что основателями-энтузиастами в основном являются люди, изначально далекие от виноградарства. Надо сказать, что старый советский лозунг «Кадры решают все!» не потерял актуальности. Можно сколько угодно «принимать решения», «развивать отрасль», «брать курс», но нужен правильный человек, чтобы дело пошло.
В-третьих, развитие винодельческих хозяйств в нашей стране сопровождается и созданием туристической инфраструктуры. Помимо организации экскурсий и дегустаций, при винодельнях открываются гостиницы, причем на разные запросы и материальные возможности, от роскошных до простых, но все равно новых и прекрасно оснащенных. Особая страница – рестораны. Благодаря деятельности винодельческих хозяйств в самых глухих уголках появились великолепные рестораны, с моей точки зрения, даже превосходящие столичные: в них больше искренности, местного элемента, внутренней свободы. Создаются парки, места для прогулок и отдыха.
Остаются некоторые нюансы. Например, сильная зависимость от европейской культуры. Нет, речь не об исходном материале, опыте, методах и специалистах. Использование богатейшего винодельческого опыта мира вполне естественно. Но есть какое-то неизбывное русское желание «быть как Европа». Отсюда вероятно, и названия виноделен, многие из которых пишутся латинскими буквами. И названия вроде «винотреррия» вместо привычного «ресторан», не каждый и поймет, кормят ли там или только наливают. Почему-то большинство начинаний у нас в стране либо тяготеет к французскости, либо к сермяжно-посконному стилю. Простой середины мало.
Но это не существенные детали. Огорчило другое. Вернувшись домой, я с трудом находила единичные экземпляры полюбившихся мне брендов. Магазины, я живу за городом, где преобладают супермаркеты, наполнены просекками и бордо, а вот наших очень мало. Странным образом, только обычная Карусель представила относительно неплохой выбор российских вин, помпезные Азбука Вкуса и Твой дом в винном отделе не имели даже отдельной полки для российских вин.
В целом же очень жаль, что в России так мало знают о достижениях в области отечественного виноделия. Многие, с кем я говорила дома, продолжают грустить о Тоскане и Провансе и не верят в достойный отдых у себя в стране. А на российские вина смотрят свысока. И то, и другое зря!
Made on
Tilda