Именно на Таманском полуострове больше всего виноделен Краснодарского края. И многие из них открыты для посещения. Они производят потрясающее впечатление. Сравнение с европейскими неизбежно, умудренные опытом современные туристы во время дегустаций непременно небрежно роняют: «Когда я был в Бордо…» или «А вот в Пьемонте…». Главное отличие – время. Европейские винодельни гордятся старыми подвалами, покрытыми многовековой благородной плесенью, древними семейными традициями, словом – историей. Наши винодельни новехонькие, блестят и переливаются. Тут кому что нравится. Однако, вне всякого сомнения, масштаб российского виноделия поражает воображение. Это надо увидеть, чтобы понять. Только хорошо зная нашу российскую действительность, людей, рынок труда и национальные особенности, можно в полной мере оценить сделанное. Практически на пустом месте в короткие сроки были созданы дворцы, иначе и не скажешь, храмы вина. Самое лучшее оборудование, самые новые технологии, или же наоборот – самые проверенные временем, эксклюзивные лозы или самые популярные сорта винограда. Все самое лучшее, все самое-самое.
Виноградники потрясают. Чистые, ухоженные, светлые. В конце ряда, как и положено, розы. Розы сажают не просто для красоты. Они привлекают насекомых. Сигнализируют о возможных заболеваниях лозы, например, грибковых, которые «подхватывают» быстрее виноградника. Колючки отпугивают нежелательных гостей, например, домашних животных. Ну и красота в таком деликатном деле, как производство вина, тоже играет не последнюю роль.
Кстати, о красоте. Многие производители вина сажают рядом с виноградниками лаванду, иногда весьма масштабно. В практических целях ее не используют. Только для красоты. Ну и для ностальгирующих по лавандовым полям Прованса.
Наконец, один важный момент – человеческий фактор. Конечно, виноделие – это бизнес. Однако, это еще и всепоглощающая страсть, своего рода мания. Во всех местах, где мы побывали, незримо ощущалось присутствие «хозяина», основателя того или иного хозяйства. Оно и понятно. Без человека, увлеченного, организованного, умеющего управлять людьми, такую махину не поднимешь. Более того, он должен уметь увлечь людей вокруг себя. Надо было слышать с каким придыханием и благоговением работники виноделен рассказывали нам во время экскурсий и дегустаций о своем вине, хозяйстве и хозяине. Мы хорошо знаем, что только деньгами такое не купишь. Особенно русского человека, которому увлеченность идеей гораздо важнее материального фактора. Одно жаль, все в основном пытаются воспроизвести какую-то модель: кто Прованс, кто Древнюю Грецию, кто Италию. Мало у кого хватает мужества оставаться самим собой. Но это нисколько не умаляет величия происходящего. Люди, который тратят столько денег и сил на будущее, ибо единицы получают реальную прибыль в настоящем, имеют право на свои слабости.