В России кровяные колбасы были хорошо известны. Ветхий Завет запрещает употреблять кровь, и всегда довольно строгие древнерусские церковники также отвергали ее употребление. Хотя упоминание ее в церковных документах свидетельствует о том, что она, с одной стороны, была хорошо известна, а с другой, уже издревле называлась словом «колбаса», судя по всему это слово изначально использовалось именно в отношении кровяных колбас. Так, в Синодальной Кормчей (Новгородской) 1282 года указывается на то, что некоторые люди из крови животных «хытростью некакою стваряют снедьно», которую называют «колбасы». Стоглав (1551) повторяет эту мысль почти дословно, напомнив, что правила Вселенского шестого собора запрещают всем православным «удавленины и крови ясти, сииречь колбасы». Он же отмечает, что некоторые же «угождения ради чревняго» (то есть чревоугодия ради) «кровь коего любо животного хитростию никакою сотворят снедно еже глаголют колбасы». Это же замечание указывает на то, что такая колбаса была лакомством, праздником живота.
Надо думать, что и русские крестьяне знали кровяную колбасу, хотя, конечно, как блюдо праздничное, так как свинью забивали только по особым случаям, чаще всего к Рождеству. Зеленин Д.К. пишет в своей «Восточнославянской этнографии», что русские «избегают какого бы то ни было употребления крови и считают ее добавление в пищу грехом». Возможно, это было справедливым для определенных регионов, однако хозяйственные крестьяне вряд ли повсеместно выбрасывали такое питательный и полезный продукт, как кровь. Особого мастерства в этом вопросе не достигли, но исходя из традиций сельских жителей других земель, а также из рецептов XVIII - XIX века, можно предположить, что готовили ее чаще всего в смеси с дроблеными крупами или мукой, а также жиром и остатками мяса или разной требухой.
Не упоминают кровяную колбасу первые отечественные книги по кулинарии рубежа XVIII - XIX веков. Только В.А. Левшин в своей книге «Словарь поваренный, приспешничий, кандиторский и дистиллаторский» приводит рецепт. Однако он изначально указывает на то, что его собрание включает в себя рецепты со всей Европы, так что нет уверенности в том, к какой именно кухне относится тот или иной рецепт. С середины же XIX века кровяная колбаса в России, наряду с остальными колбасами всех видов и фасонов, занимает почетное место в кулинарных книгах. У пламенной патриотки Е.А. Авдеевой, работавшей над составлением поваренной книги в 1840-х годах, есть рецепт кровяной колбасы с гречневой крупой, вероятно наиболее близкий к народной кухне, скорее кровь ее потребляли именно с крупами и салом. У Е. Молоховец, с ее тягой к европейским традициям, уже кровяных колбас несколько видов – простые, с крупами разных видов. В советское время производство кровяной колбасы стало делом промышленным, причем Книга о вкусной и здоровой пище 1952 года особо подчеркивает, что недавно впервые стала выпускаться в стране подобная колбаса.
Сегодня кровяные колбасы в домашних условиях готовят редко, да и то только в романских странах. В Великобритании, России, Скандинавии и других странах этим занимаются профессионалы: фермерские хозяйства или промышленные предприятия.