Все это, конечно, игра. На самом деле, в каждой деревушке готовят свой вариант, но официально признаются только эти три. О том, какое касуле самое правильное, не утихают споры. Французский историк еды иронизировала в своей книге: «Священная война полыхает в этой части Франции, конца ей не видно. Поводом для нее являются способы приготовления касуле. Ибо не существует одного касуле. Блюдо существует в различных вариантах, у каждого из которых есть свои фанатичные сторонники, истово защищающие свою веру… Люди могут обсуждать этот вопрос целый вечер с той же страстью, как они обсуждают спортивные новости». Она добавляет, что приготовление блюда – это ритуал, а не следование рецепту, и что жители Лангедока считают, что «касуле стоит мессы» (по преданию, протестант Генрих Наваррский, кстати говоря, выросший неподалеку от описываемых мест, сказал «Париж стоит мессы»).
Удивленные американские журналисты в статьях для центральных газет описывают жителей региона, абсолютно серьезно обсуждающих «правильный» рецепт, порой наблюдая «с ужасом, как взрослых мужчин пришлось разнимать во время обсуждения достоинств конусообразной посуды для приготовления против сферической формы». Американцам вообще трудно поверить, что все это всерьез, слишком отлично их отношение к еде. Даже франкофилка Джулия Чайлд, открывшая Америке французскую кухню в середине XX века, писала в своей знаменитой книге «Осваивая искусство Франции», что состав касуле обсуждается с таким постоянством, что «если вы читали или слышали о касуле, но ни разу не пробовали его, вы будете ожидать что-то вроде редчайшей амброзии, а не сытного сельского блюда, которым оно на самом деле является».
Дошло до того, что было образовано Великое Братство Касуле, которое следит за качеством этого великого блюда во всех странах мира. И это все всерьез, взрослые солидные женщины и мужчины, многие седые, некоторые лысые, в торжественных робах и одинаковых по цвету шапочках собираются для обсуждения проблем касуле. Американский журналист описал, как его знакомый повар из Нью-Йорка получил звание лучшего делателя касуле; по этому поводу «солидная делегация из двадцати человек прилетела из Франции в Нью-Йорк и во время торжественной церемонии, включавшей красные робы и торжественные клятвы, приветствовала его вступление в братство поваров свинины-и-фасоли.
Туристические сайты трех городов превосходно отражают, какое место касуле занимает в сердце его жителей. Хотя всем трем есть, чем гордиться, включая долгую и содержательную историю, знаменитое блюдо занимает центральное место среди местных достопримечательностей. Особенно в Кастельнодари, который не такой знаменитый, как Каркасон, и не такой большой, как Тулуза.
Туристический сайт Кастельнодари почти полностью посвящен касуле: истории, традициям, местам, где его можно попробовать, местам, где делают специальную посуду для его приготовления, местам, где выращивают гусей и свиней. По всему сайту разбросаны пафосные фразы вроде, «Сочетая традицию и наследие, мы представляем людей, которые помогли сделать это легендарное блюдо столь успешным» или «Здесь дом настоящего, подлинного касуле… И больше нигде!». Здесь же приводится и современный «официальный» рецепт касуле из Кастельнодари: белая фасоль, приготовленные особым способом утиные или гусиные ножки (в регионе еще производят и фуа-гра, так что с гусиными ножками проблем нет), тулузские свиные (из одной свинины, это указано особо) колбаски, кусочки свиного мяса с рульки, грудинки или лопатки, свиная шкурка (половину использовать во время приготовления, половину для подачи), немного свиного сала, кроме этого чеснок, соль и перец. Отдельно варится бульон (предпочтительно на местной воде) из куриных или свиных костей с добавлением моркови и лука. Все складывается слоями в особую посуду, заливается бульоном и ставится в духовку на 3 часа. Образующуюся во время готовки корочку надо вскрывать 7 раз. Это – сокращенный вариант описания, проведённого на сайте.
Туристические сайты Каркасона и Тулузы не уступают, но одного описания вполне достаточно, чтобы представить их содержание. Каркасон с гордостью сообщает, что его касуле содержит все те же ингредиенты, что и в Кастельнодари, плюс куропатка, а также, что в нем находится Академия касуле.
Поддержание традиции и сохранение наследия не мешает здравому смыслу: фасоль, входящая в состав исторического блюда, иностранка, она родом из Америки, попала во Францию не раньше того времени, когда Христофор Колумб привез ее из своего путешествия. Конечно, в Европе существовали и свои бобовые, популярные со времен неолита, в том числе и боб обыкновенный (его также называют «фава», конскими или широкими бобами), который, вероятно, и использовался изначально в блюде. Однако фасоль оказалась удобнее, практичнее (быстрее разваривается), а возможно и вкуснее, не случайно, она практически вытеснила бобы из большинства европейских блюд, так что она прекрасно вписалась в историческое наследие.
В конце августа в Кастельнодари проводится ежегодный фестиваль касуле, во время которого поедается более 40 000 порций знаменитого блюда (информация с того же сайта). Однако, этого недостаточно. Для того чтобы вся Франция (и не только) могла приобщиться к этому гастрономическому чуду, в городе производится более миллиона консервов в неделю, четверть всех производимых во Франции съестных консервов, если верить американскому журналисту. Даже если цифры и завышены, баночки с касуле из Лангедока можно и правда встретить по всей Франции, судя по всему они пользуются спросом. У французов удивительный гастрономический талант: пищу бедняков они превратили в изысканное лакомство, практически не изменив ее состав.