Ситуация была ненамного лучше и в других странах, и в другие эпохи. Так в середине XIX века будущий военный министр России Д.А. Милютин описывал свою поездку по датским владениям следующим образом: «Всю ночь тащились в тесном нашем экипаже по плохой дороге, с беспрестанными остановками, то для уплаты шоссейного сбора (там, где было шоссе), то на таможенных заставах, то у шинков, которых не пропускал наш возница».
Путешествие по Европе было делом не только не простым, но, порой, и опасным. Много проблем представляли разного рода грабители и бандиты, «специализировавшиеся» на путешественниках, неизбежно возивших с собой крупные суммы денег, необходимые для длительного проживания вне дома (относительно безопасным европейское путешествие становится только со второй половины XIX века), затрудняли передвижение и войны, раздиравшие Европу, и религиозные распри, и политические интриги.
Путешественники прибегали к разного рода хитростям: так в конце XVII в. один английский путешественник, чтобы не быть ограбленным и убитым, путешествуя по Европе переодевался в Богемского крестьянина, одевал самую дешевую одежду, а свои немалые средства прятал в обувь. Ходить было трудновато, зато эта мера позволила ему живым и невредимым добраться до пункта его назначения – Италии. Известному русскому архитектору В.И. Баженову повезло меньше. По дороге из Венеции в Париж на него напали разбойники. Правда, ему удалось благополучно от них спастись и даже заявить на них в полицию, за что они, рассердившись, долго гнались за ним «в намерении убить». Впрочем, эта информация еще нуждается в проверке, так как содержится в рапорте в Академию художеств, вместе с просьбой прислать еще денег, так как эта неприятное происшествие, - пишет Баженов, - «принудило меня иметь лишние издержки, ибо должен я был нанимать для безопасности провожатых солдат».
Гораздо чаще, чем от разбойников страдали путешественники от мелкого жульничества и нечестности местных жителей, старавшихся заработать на наивных иностранцах. Известная своим салоном и знакомством с Пушкиным Зинаида Волконская оставила о себе необычную память во Флоренции, в которой она провела меньше дня, так как была страшно возмущена раскрывшимся обманом при получении лошадей для экипажа. Она немедленно в негодовании уехала в Рим, правда, успев написать жалобу, которая сохранилась в государственном архиве Флоренции и по сей день.
Плохие дороги, которыми особенно «славилась» Италия, также были причиной дорожных переживаний. Английский путешественник писал родственникам домой в Лондон о превратностях путешествия: «Наша карета находилась в постоянной и неотвратимой опасности быть потерянной со всем багажом; а дважды нам приходилось нанимать дюжину быков и столько же людей, чтобы вытащить ее из тех дыр, в которые она попадала». А сподвижник Петра I П.А. Толстой, пересекавший в 1697 г. Альпы, выразился кратко, но точно – «путь зело прискорбен и труден».
В Европу можно было и плыть, и это считалось более легким, быстрым и приятным способом достигнуть заветной цели. Такая возможность появилась после открытия Петром I окна в Европу и строительства Санкт-Петербурга. Сначала парусные суда, а с начала 19 века пароходы, отправлялись из Кронштадта в Англию, Германию, Скандинавские страны. Довольно рано это сообщение стало регулярным, уже в 1840-е годы ежедневно можно было отплыть в Любек, а один раз в неделю – в Лондон. Путь занимал от 4 дней до двух недель, все зависело от погоды. Н.В. Гоголь вспоминал о своем плаванье: «Наше плавание было самое несчастное: вместо четырех дней пароход шел целые полторы недели по причине дурного и бурного времени и беспрестанно портившейся пароходной машины».
Многие не упускали случая поиронизировать над неудобством бытовых условий - Карамзина привел капитан английского судна и показал ему «каюту, очень изрядно-прибранную» и «постелю, сделанную как гроб, и в утешение объявил, что одна прекрасная девица… умерла в ней горячкою». С легкой руки Карамзина многие последующие путешественники называли корабельную койку «гробиком». И все-таки это было не сравнимо с тяготами ночевок на постоялых дворах.
Приятность подобного путешествия омрачалась только морской болезнью, которая была наказанием для всех без исключения, но проходила через непродолжительное время и быстро забывалась. Карамзин писал: «Как мучительна, ужасна морская болезнь! Кажется, что душа хочет выпрыгнуть из груди; слезы льются градом, тоска несносная…». Публицист П. Анненков с содроганием вспоминал это «невыразимо мучительное чувство… весь внутренний человек мой выхлынул наружу, но это не возбудило ни малейшего внимания сотоварищей моих». Правда, последний и его «сотоварищи», возможно, были наказаны за то, что хорошо повеселились в Кронштадте перед отплытием, где за один вечер «пропили целую неделю безбедного существования в Германии».
Существовали и свои особые традиции поведения во время для путешествия. Карамзин рассказывает, что его случайный попутчик дал ему множество советов, как вести себя в публичной коляске в Европе. Необходимо было, прежде всего, «занять место в середине, и естьли будут со мной дамы, потчивать их всю дорогу чаем и кофе». Действительно, светские нравы позволяли некоторые вольности в особых условиях дороги. Книга хороших манер инструктировала, что «Во время путешествия нет надобности ни в представлениях, ни в строгом городском этикете. Не входя в фамильярности со спутниками, не следует отказываться от вежливых сношений в короткий период совместного пребывания в вагоне или на пароходе. Даже строгие англичане сбрасывают свою чопорную холодность и вступают в разговор».
Путешественникам всегда свойственно жаловаться на тяготы дороги. Еще бы, ведь она, особенно такая длительная, какой она была до изобретения железных дорог, отдаляет счастливый момент знакомства с той страной, в которую ты едешь, или радостные минуты возвращения домой. Многочисленных жалоб, которыми полны записки путешественников, можно было бы избежать, если только не торопиться на место, а попытаться получить удовольствие от самой дороги. Тогда, воспоминания о поездке были бы радостью, как у одного русского помещика, запомнившего совсем иное: «Я ехал в колясочке, запряженной в одну лошадь, и нисколько не торопил моего кучера; беспрестанно останавливался, шел пешком, лазил по горам, садился, - одним словом, утопал в наслаждениях».