Так называемые «русские горки», деревянные, для катания, появились в Париже в начале XIX века. Теперь так называют аттракцион, который в России получил название «американские горки»
Чувства, волновавшие молодого Н.М. Карамзина перед дальней дорогой, знакомы каждому туристу, собирающемуся впервые за границу: «Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Не в восторге ли сказал я самому себе: наконец ты поедешь? Не в радости ли просыпался всякое утро? Не с удовольствием ли засыпал, думая: ты поедешь? Сколько времени не мог ни о чем думать, ничем заниматься, кроме путешествия? Не считал ли дней и часов? Но – когда пришел желаемый день, я стал грустить, вообразив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любезнейшими для меня людьми…».
Число туристов (слово это более позднее, относящееся уже ко второй половине XIX века, однако суть понятия туризм, «сочетание отдыха с самообразованием», как объясняет толковый словарь, в полной мере относится к путешественникам прошлых эпох) росло век от века, год от года. Окно в Европу то широко распахивалось, то прикрывалось, то захлопывалось совсем, завешиваясь для надежности железным занавесом. Однако, даже в этих случаях оставалась дверь, и поток туристов не ослабевал. Интересные и вполне характерные для России цифры: по данным министерства иностранных дел, в первой половине XIX века число выезжавших за границу было относительно невелико – около 500 человек в год в начале века и около тысячи к середине. Однако, когда в 1849 году русское правительство в связи с полыхавшей в Европе революцией потребовало немедленного возвращения домой всех своих сограждан, удивительным образом возвратилось более 40 тысяч человек.
Как же решались в истории проблемы столь привычные современному туристу: с оформлением проездных документов, пересечением границы, выбором средств передвижения? Что ждало его в столь желанном путешествии – в гостинице, в транспорте, в ресторанах и кафе, в музеях и на экскурсиях? Зачем и куда ездили русские люди раньше? В чем были сложности общения с иностранцами во время пребывания в чужих странах?
Начать надо с самого начала, то есть с оформления выездных документов. Дело это в России никогда не было простым и всегда проще всего решалось традиционными способами – деньгами или связями. Введение паспортной системы для проезда по европейским государствам относят еще к середине 15 века, хотя письменные свидетельства, разного рода проездные грамоты существовали и раньше. В России иностранными делами ведали со времен Ивана Грозного Посольский приказ, с Петра I – Иностранная коллегия, в 19 веке – Министерство иностранных дел. Выдавали проездные документы и местные органы, в масштабах такой огромной страны как Россия это было совершенно необходимо.
«Манифест о вольности дворянской» 1762 г. провозглашал, что если кто «пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество» как можно скорее под угрозой конфискации имения. «Нужда» подобного рода возникала неоднократно – во времена уже упоминавшейся революции во Франции, годы 1-ой мировой война. Все подданные Российского государства (в начале XX века это относилось в первую очередь к мужчинам призывного возраста) обязаны были вернуться немедленно домой.
Однако несмотря на кажущуюся легкость получения документов, сложности возникали и при «вольности дворянской». Так, знаменитая княгиня Екатерина Дашкова, будучи статс-дамой, должна была получить согласие императрицы на поездку и жаловалась в дневнике на проволочку. Карамзин, получивший паспорт в Москве без каких-либо проблем, столкнулся с ними в Петербурге, так как в документе не было указано его намерение плыть в Европу морем. Не пожелав дожидаться нового документа, Карамзин поехал сушей и страшно измучился дорогой.