Хранят верность традиционным кашам славянские народы. Здесь каши все еще удреживают свое значение как пища повседневная, которую едят и на завтрак, и как гарнир, в составе сложных блюд, с различными наполнителями, и как начинку для пирогов и т.д. Причем каши довольно разнообразные по составу круп (мир потихоньку повсеместно переходит на рис, как удобную, сытную и быстроразваривающуюся крупу): пшеничная (манка, крупы Полтавская и Артек), овсяная (Геркулес), горячо любимая россиянами и почти неизвестная в других странах гречка, ячменная (перловка, ячневая), пшенная из проса, ну и рис тоже прижися на русской почве. И конечно, уже упоминавшееся выше толокно и кисели, исторически бывшие желеобразной кашей, а не напитком, которым они стали совсем недавно. Более того, славянские народы сохранили многие обряды, связанные с кашами. Многообразие риуталов, связанных с кашей, лишний раз указывает на ее древность как пищевого продукта.
С большой любовью отзывается о кашах автор Домостроя, этой своеобразной гастрономической энциклопедии XVI века. Горожанин, из высшего сословия, он слегка стесняется своей любви к ним, подчеркивает, что их надо готовить для слуг и нищих, ну и для семьи иногда, например, в постный период. Трогательно звучит повтор «какую захочешь…», видно, что автор очень даже хочет все, что перечисляет. И уменшительно-ласкательное, почти любовное – «кашка».
У образцового хозяина, согласно Домострою, должен быть запас всех основных круп: «А в житницах и в закромах было б у ключника всякое жито и разный запас: рожь и овес и пшеница, и солод, не гнилые, не влажные, не пересохшие, не точеные мышью, да не слеглось бы, не задохнулось. А что находится в бочках, в ночвах и в коробах – мука и прочий припас, и горох и конопля, и греча, и толокно, и сухари – то было бы все покрыто в посуде крепкой и не намокло, не сгнило, не затхло». Упоминаются также «высевки ржаные и пшеничные и ячневые, с них и похлебку делают и толокно». Повторяется эта мысль и в другом месте, вновь перечисляются все основные зерновые культуры России: «Тогда у мужа впрок припасено все: и рожь, и пшеница, и овес, и греча, и толокно, и всякие припасы, и ячмень, и солод, горох, конопля; в пост любые яства, сменяя, каждый день готовят сами, жена со слугами; и семья сыта, и все довольны, и гостя без убытка накормят».
Из этого богатства, конечно, пекут хлеб и пироги, но и каши не забывают, на столе должна быть «каша овсяная или гречневая, ячневая и всякая, какую захочешь». В скоромные дни «челяди» предлагается «хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом, и мясо, если будет, дадут к обеду: а на ужин щи да молоко или каша: а в постные дни щи да житная каша, иногда с вареньем… По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет...». Далее автор вновь обращается к мыслям о кашах, теперь уже для своего стола: «А кашку различную уварить также, и хорошенько упарить с маслом или с салом, или с селедочным маслом, или с соком…».
Наконец, в Домострое приводятся и рецепты традиционных смесей крупы и мясных остатков после обработки туши, тех самых блюд, которыми возможно, баловал себя еще первобытный человек, смешивая их в желудке убитого животного (именно в этом «сосуде» готовили такую смесь еще сто лет назад) потроха, кровь и зерно: «Потроха, головы, уши, губы, височные кости и мозг, кишки, рубцы, осердье, копыта, ноги, печень обработают женки да кашею жирной начинят со шкварками – а каша овсяная или гречневая, ячневая и всякая, какую захочешь». Французские, немецкие, испанские кровяные колбасы, английский черный пудинг, шотландский хаггис и многие другие вариации на эту тему, распространенные по всему миру и доживающие свой век в провинциальных кухнях, все они уходят корнями в глубокое прошлое и знаменуют своеобразный союз земледелия и скотоводства.