Афиней, греческий автор обширного труда «Пир мудрецов», живший на рубеже II - III вв., собрал большую коллекцию цитат из древних авторов о похлебках и том, что переводится как «запеканка», но скорее напоминает кашу-похлебку, описанную еще месопотамскими поварами. Подобная пища, в основном, Афинеем связывается либо с бедностью, либо с древностью. Однако в «пищевой утопии», описываемой одним из забытых греческих авторов, похлебка занимает центральное место:
И какая нужда будет в пахарях нам,
в семенах, в виноградных побегах,
кузнецах и упряжниках, серповщиках?
Ведь обильно и сами собою
На распутьях дорог, да с приправой густой,
из земли забьют реки похлебки,
И ахилловы в них поплывут пирожки,
нам останется только нагнуться
Зачерпнуть…
(ахилловы пирожки – выпечка из тонкой ячменной муки)
В утраченном ныне труде древнегреческого поэта и врача II в. до н.э. Никандра Колофонского приводится рецепт похлебки-запеканки:
Если варить каплуна или свежеубитого станешь
Мясо козленка, ягненка, - крупу пшеничную высыпь
В полый сосуд, разотри, смешай ее с маслом душистым.
А как бульон закипит, залей………….
…………………и, прикрыв его крышкой,
После оставь упревать: ведь сильно мука разбухает.
Афиней поправляет и разъясняет детали этого блюда, которое он рекомендует всем «древнелюбам»: крупа может быть ячменной или пшеничной, грубого помола, ее надо «истолочь в ступке, смешав с оливковым маслом, и влить в нее мясной бульон, когда он только начнет закипать». «Когда после этого варево загустеет, надо размешать его разливным черпаком» и оставить его упревать. Есть надо, когда оно «остынет до приятной тепловатости».
Древних римлян называли насмешливо «кашеедами» (см., например, комедию Плавта «Пуниец»). В отличие от греков, у которых исторически была большая склонность к мясу, составлявшего важную часть их рациона, особенно в отдельных скотоводческих регионах, римляне были законченными зерноедами. Изначально основой их существования были похлебки и каши, затем прочно и однозначно хлеб. В отличие от греков, предвочитавших ячмень, римляне ценили исключительно пшеницу, все ее виды.
Плиний Старший называет полбу – первой пищей «древних обитателей Лация, чему бесспорным доказательством… служит одаривание полбой. В самом деле, совершенно очевидно, что римляне долгое время жили полбяной кашей, а не хлебом… И поныне, справляя день рождения или богослужебные обряды, употребляют в качестве жертвенной полбяную кашу puls, которая, повидиму, была так же неизвестна в Греции, как в Италии была неизвестна ячная каша».
Античная эпоха дала и обоснование пользе зерновых. Великий древнегреческий врач Гиппократ был в восхищении от ячменного отвара, которым он предлагал лечить многие болезни. Он считал, что приготовленный на воде, такой отвар «освежает и питает», на вине – «согревает, питает и закрепляет», на меду - «он согревает и питает меньше, но дает больше стула, если мед взят разбавленный; в противном случае он не даст стула, а закрепит», с молоком же он всегда питателен, «только овечье молоко закрепляет, козье — расслабляет, коровье—меньше, кобылье и ослицы—больше». Словом, универсальное средство на все случаи жизни!