Пятое. Основой жизнедеятельности первобытного человека и способом поддержания жизни в эпоху позднего палеолита была охота. Вероятно, древнейшие празднования были связаны с выполнением охотничьих ритуалов, получивших в современную эпоху название «звериных праздников». Можно предположить, что по своему содержанию они не слишком отличались от тех, которые существуют и сегодня в виде символической народной традиции, например, у многих народов Севера и Сибири. Они выражают и радость по поводу удачной охоты, и благодарность за нее силам природы и духам, обитающим вокруг, и попытку получить прощение у убитого зверя (в том числе и через кормление его), высказать ему уважение. Такого рода празднества сопровождаются переодеванием в шкуры животного и совершением в них ритуальных танцев или хождений. Человек на время перевоплощается в животное, устанавливая с ним особую связь, проникая в его душу, становясь им. Теперь уже сам зверь, объект охоты и одновременно почитания, становится на время частью празднеств.
В глубокую древность уходит традиция переодевания в шкуры животных и костюмированные ритуальные танцы. У большинства народов такие праздники ушли вместе с охотничьим способом существования. А вот переодевания, как часть праздника, остались. Достаточно упомянуть только европейские карнавалы или славянские коляды, изначально сопровождавшие все основные праздники года.
И через все века прошло особое отношение к мясу, как пище, во-первых, связанной с мужским началом, а во-вторых, как символу праздничного застолья. Даже у тех народов, которые впоследствии перешли на сугубо зерновую пищу, праздничные дни непременно сопровождались мясным изобилием. Нет мяса – нет праздника, этот принцип в значительной степени сохранился по сей день, несмотря на активную борьбу современных диетологических концепций с мясной пищей. Конечно, в некоторых случаях региональные или религиозные факторы оказали свое влияние на состав праздничной пищи, как, например, у некоторых народов Индии, однако и у них, как правило, можно проследить схожие традиции в относительно недалеком прошлом. А для большей части человечества по-прежнему праздник — это мясо. Праздник не праздник без пиршества, пиршество не пиршество без мяса.