Загадки рождественских праздников.

Часть 2.
Что у нас общего с первобытным человеком.
Каменный круг, ориентированный на зимнее солнцестояние. Озерный край. Великобритания.
Как ни странно, но наши первобытные предки оставили нам значительное наследие. Несмотря на то, что судить о первобытном обществе мы можем в основном лишь на основании косвенных источников («кости и камни»), древнейший период представляется довольно важным, как некая единая база формирования человеческих представлений о мире, о себе, о жизни и смерти. Археологические данные свидетельствуют о том, что человек эпохи позднего палеолита (примерно 40-12 тысяч лет назад) практически ничем не отличался по физическому строению от современного человека. Он интенсивно совершенствовал орудия труда и навыки охоты, строил жилища, шил одежду, готовил пищу и жил по определенным общественным законам. Он оставил нам произведения искусства и ритуальные захоронения, свидетельствующие о существовании у него сложившегося художественного видения мира и верований. И удивительным образом все это представляется достаточно единым для всех уголков населенной Homo sapiens sapiens земли, от Испании до озера Байкал. Ученые выделяют для этой эпохи условные «археологические культуры», однако различия в них невелики, примерно такие, какие существуют в домах у жителей одной деревни.

В связи с этим совершенно не удивительно, что ряд принципиальных моментов в праздничных традициях народов мира имеет схожие черты. Они могли возникнуть в глубокой древности независимо друг от друга в разных регионах, поскольку основаны на самых простых, чтобы не сказать примитивных, базовых представлениях человека о жизни и его наблюдениях за окружающим миром.
Первое. Это поклонение солнцу как божеству, дающему жизнь. Для древнего человека ритм жизни не мог не определяться столь заметными внешними факторами, как смена времен года, изменения продолжительности светового дня, продолжительность дня и ночи, умирание и возрождение природы. Эти процессы были цикличны, постоянны и совпадали с изменениями в положении солнца. Закономерным образом практически все значительные праздники народов мира «привязаны» к движению солнца – солнцестоянию или равноденствию. Они же знаменуют и начало новых сезонов. В них уже в позднейшие эпохи удачно вписывали и земледельческие праздники, неизбежно связанные с сезонностью, а потом и религиозные. Особое значение приобретали зимние праздники, в дни зимнего солнцестояния, самые темные, холодные, пугающие, но знаменующие поворот года к пробуждению природы.

Второе. Заметную роль в праздничных ритуалах играет огонь. Это своеобразный символ победы древнего человека над природой, овладение им поставило человека разумного надо всеми живыми существами. Ни одно животное не использует огонь, и уж тем более не умеет его создавать. Костры – это своего рода маленькие символические солнца, дающие свет и тепло. Огонь очищает, уничтожает, дает новое содержание, переводит в новую ипостась. Каждый такой праздник знаменовал собой завершение одного периода и начало следующего; и огонь, вероятно, был своего рода проводником из старого в новое. К тому же огонь был одним из немногих праздничных украшений, доступных человеку разумному в любую историческую эпоху, своего рода первобытной иллюминацией и фейерверком. Он создавал ощущение праздника, яркого света не только днем, но и ночью, придавал таинственности и эмоциональности.
Рождественская открытка конца XIX века (Англия).
Особую роль играл живой огонь в дни зимнего солнцестояния, самые темные дни года. В Европе хорошо известна традиция разжигания рождественского полена (Yule log), имеющая ярко выраженный нехристианский характер. Об этом можно судить по проповеди Святого Бернардина, восклицавшего в 1425 году по поводу обряда зажигания полена: «Почему таким образом в рождестве отрицается вера и почему праздники бога заменяются праздниками дьявола?».
Сегодня полено мало кто разжигает, а вот его шоколадная версия очень популярный рождественский десерт. В Великобритании его продают во всех супермаркетах и частных кондитерских. А газета Гардиан даже устраивает конкурс на лучшее «шоколадное полено».

Такое полено украшали и «кормили». В Абруцци (Италия) на бревно клали понемногу ото всех блюд со стола, брызгали вином. В Генуе украшали ветками и цветами, а потом «угощали» мускатом и конфетами. Во Франции украшали веточками плюща и поливали пивом или элем, похожим образом поступали и в Англии. В XIX веке во Франции и Англии еще сохранялась традиция разжигать костры, прыгать через них, водить хороводы, а также устраивать факельные шествия. В некоторых регионах Германии в XIX веке, помимо бревна и факельных шествий, еще катали огненное колесо с холмов.

На Руси обычай разводить костры под Рождество был распространен повсеместно. Иногда их разводили в день святого Спиридона, прозванного «Солнцеворотом», на этот день выпадало реальное солнцестояние. Детвора распевала песенки, своего рода солнечные гимны:

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красно-солнышко, в дорогу выезжай,

Зимний холод забывай!..

Сейчас традицию разведения праздничных костров в большинстве стран заменили на петарды и фейерверки, которые во всем мире не дают спать мирным жителям. И еще на яркие иллюминации, которые так радуют темными зимними вечерами.
Третье. Особое место отводилось в древности обряду «кормления». Ритуал разделения пищи со всем сущим еще недавно был широко распространен среди народов, сохранивших охотничий уклад. Его отголоски в виде обрядов и суеверий прослеживаются у многих народов мира, в том числе у славян. Кормили огонь, воду, ветер и землю, чтобы задобрить их и получить желаемое – покровительство, снисхождение, помощь, урожай. Охотники кормили голову убитого животного, чтобы обеспечить удачу в следующей охоте. Кормили духов предков, чтобы им было спокойно в ином мире, и они не забывали заботиться о своих потомках. Едой необходимо было делиться, чтобы жить в мире и гармонии с окружающим миром. Во время праздников еда приобретала особый сакральный смысл, как способ установления контактов с силами природы, духами, социумом. У древнего человека было не так много возможностей для того, чтобы задобрить те силы, которые пугали его, выказать почтение тому, что восхищало и давало жизнь, продемонстрировать расположение и участие.

В рождественские дни угощали даже мороз, возможно, как символ зимы. В Белоруссии готовили кутью, открывали окно и говорили: «Мороз, мороз! Ходи куттю есь!». В Белоруссии же, в другом районе, для «мороза» клали ложку кутьи на окно и обращались с такой речью: «мороз, мороз! Поди к нам кутью есть, зимой приходзи, а летом не ходзи, под гнилой колодой лежи, нашего хлеба не морози: ни гороху, ни овса, ни жита (ячменя)» То есть мороз приветствовали, при условии, что он, а с ним и зима, приходит в свое время.

Обычай делиться праздничной пищей с окружающим миром – один из древнейших законов человечества, зародившийся, вероятно, в первобытную эпоху, когда пир неизбежно должен был быть одной из ключевых черт праздника. Кормление всех важнейших элементов и стихий, от которых зависела жизнь и благополучие человека, солнца, огня, воды, духа животного – объекта охоты, самого праздника, воплощавшего сезоны года, составляло суть торжества. Но не менее важными были пиры и для поддержания отношения в обществе, что праздничный пир гарантировал мир и спокойствие в коллективе.
Средневековый маскарад. Из манускрипта XIV века «Роман об Александре».

Каразин Н.Н. Ряженые. Рождественская открытка начала XX в.

Васнецов Ю.А. Елочка. 1930-
Пиры древних охотников сопровождались ритуальными танцами, участники которых нередко переодевались в разных животных, надевая их шкуры и головы. В античную эпоху в праздник зимнего солнцестояния Сатурналии в Риме (в Греции его называли Кроналии) В средневековье эта традиция получила вид знакомых нам маскарадов. И сегодня на Новый год и рождество дети, а иногда и взрослые, наряжаются в смешные костюмы, устраивают представления, перевоплощаются в зверей, сказочных персонажей или героев, которыми они хотели бы быть в жизни.
Made on
Tilda