Загадки Рождественских праздников

Часть 1.
Окончание года в нашей стране знаменуется предпраздничной суетой. Ожидание праздника начинается как минимум за две недели до его начала и выражается полным нежеланием работать, как будто о серьезных вещах можно говорить только тогда, когда будет перейден этот календарный и астрономический рубикон. Празднование (вместе с подготовкой и ожиданием) растягивается практически на месяц, и дело не только в том, что государство щедро подарило нам десять выходных дней. И раньше, в советскую эпоху, окончание череды зимних празднеств знаменовал собой «старый новый год» 14 января. Само длительное сохранение традиции его празднования в эпоху, когда были забыты и более важные вещи, свидетельствует о многом. А еще раньше празднование продолжалось как минимум до Крещения, 6 января. Двенадцать дней Рождества праздновались во всем христианском мире, завершаясь в некоторых странах, например в Англии, мистической «тринадцатой ночью».

Среди примет приближения Нового года есть одна, которая все больше удивляет стороннего наблюдателя (если таковой найдется в период предновогодних безумств), а именно – закупка еды в немыслимых количествах. Проведите часок-другой около крупного супермаркета где-нибудь в 20-х числах декабря. Мест на огромной парковке не найдешь, свободных тележек тоже. Они, эти тележки, груженные доверху, катятся счастливыми горожанами к машинам, где продукты рассовываются по всем углам. И это по всей стране, в масштабах, зависящих от уровня обеспеченности региона проживания. Даже в год «Коронавируса», когда, казалось бы, люди насиделись дома, наготовились и отъелись, ситуация не изменилась. Традиция жива – надо закупиться на Праздники.
В нашей стране такого рода «безумство» обычно объясняют наследием советского режима, когда дефицит продуктов заставлял людей заранее запасать продукты, чтобы достойно встретить праздник. Однако схожая ситуация описывается и в дореволюционной России, и на «сытом» Западе. В Англии, например, не прошедшей через период советского дефицита, в декабре месяце наблюдаются схожее явление: магазины ломятся от рождественских продуктов в виде сырых ингредиентов, полуфабрикатов или готовых блюд, на любой вкус. И все это сметается радостно-возбужденными покупателями.
Фомин Н.П. Новогодний праздник. 1960
Среди зимних традиций упомянем и повсеместно принятые переодевания, маскарады и карнавалы в разных формах. Все эти зайчики, волки, мишки и снежинки в детских садах в нашей стране, традиция, сохранявшаяся и в советское время. Или пастухи, овечки, ангелочки из рождественских представлений на Западе.

Остается предположить, что все эти явления – переодевания, пышные и шумные праздники и изобилие еды на новогоднем (рождественском) столе являются частью некоего древнего праздничного действа, широко и повсеместно распространенного и столь значительного, что оно уцелело до нашего нигилистического времени.

В науке сложились некие привычные подходы к трактовке праздничных традиций народов мира. Странные для современного человека обряды объясняют довольно абстрактными «языческими корнями» и беспроигрышной «символикой плодородия». Их схожесть в разных мировых культурах считают заимствованиями, и здесь главной составляющей исследований являются поиски оригинала, вопрос кто у кого заимствовал, становится принципиальным. Нередко празднества относят к региональной культуре, например, славянской традиции, игнорируя схожие явления в других регионах. И уж совсем редко пытаются взглянуть на общемировую картину, в лучшем случае ограничиваясь общеевропейским единством.
Рождественская суета в Эльзасе
Вместе с тем, некоторые уцелевшие до дня сегодняшнего праздники в гораздо большей степени связывают время и пространство, чем это обычно представляется. В большинстве главных традиционных праздников народов мира доживших до сегодняшнего дня можно выделить четыре основных историко-культурных уровня или слоя. Термин «слой» представляется более уместным по аналогии с геологической или гастрономической терминологией. Каждый новый слой, налагаясь на предыдущий, видоизменяет его, одновременно сохраняя наиболее устойчивые черты; чем больше слоев, тем больше многообразия при сохранении особенностей каждого. Практически ни один элемент празднества не остается неизменным, он меняется в зависимости как от эпохи, так и от местности. Отсюда и сложности понимания многих явлений календарных празднований – тут и первобытные страхи, и надежды аграриев, и церковные заветы, подчас плохо понятые. Не говоря уже о региональных особенностях.

Корнями эти слои уходят гораздо глубже в историю, чем это принято считать. А схожесть традиций празднования чаще всего можно объясняется не заимствованиями (которые, безусловно, тоже имели место в процессе общения культур), а единством развития человечества в определенные исторические периоды. Удивительно, но множество древнейших верований (часто в форме суеверий), ритуалов и обрядов дожили до наших дней.
Ларссон К. Рождественский ужин. 1905
Made on
Tilda