Чеховская шутливая «масленичная проповедь» делает праздничный блин живым и осязаемым: «Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки... Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной... Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился... Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот...» (А.П. Чехов. О бренности).
Поедание блинов на масленицу превратилось в своеобразный спорт, чему немало способствовал общий дух обжорства, традиционно царивший на этом празднике. Иностранцы не переставали удивляться русской страсти к «блиноедству». Чеховский «глупый француз» решает, что русский купец решил покончить собой странным образом – объевшись блинами, и пытается его спасти. Лесковский немец Гуго Пекторалис, обладатель «железной воли», умирает, подавившись блинами. И все-таки трудно было устоять перед этим лакомством, пусть уже в начале XX века его и признали вредным для здоровья. Американка Элеонора Прей, жившая длительное время во Владивостоке, в письме от 1912 года жаловалась: «Идет масленичная неделя, и, соответственно, люди едят блины с икрою. Как жаль, что я на диете, ведь я так люблю эту трудно перевариваемую смесь блинов из гречневой муки со сметаною, икрою и сырою рыбою – ты даже не представляешь себе, как это замечательно. После такой еды не возражаешь против полутора месяцев поста».
В XIX веке некоторых местах еще продолжали придерживаться старых традиций, например, в Сибири, где, как часто бывает в случае отрыва от родных мест, в среде переселенцев произошла своего рода консервация старых устоев: «Тaм вместо блинов подaют жaреное из тестa нa мaсле, похожее нa пирожное и нaзывaемое хворостом. Несмотря нa стaринный обычaй употребления хворостa, блины мaло-помaлу вытесняют его из своего кругa. Было тaм обыкновение возить по улицaм огромной величины корaбль с пaрусaми и снaстями, постaвленный нa нескольких вместе сколоченных сaнях, зaпряженных 20 лошaдьми. В нем сидели нaряженные скоморохи, медведь и госпожa мaсленицa. Весь этот снaряд нaзывaлся честной мaсленицею. Он возился по улицaм в сопровождении толпы мaльчиков и любопытного нaродa».