Француз Жюль Верн в своем «сибирском» романе «Михаил Строгов» восхищался Иркутском (сам он, конечно, его не видел, но широко использовал географические труды и записки французских путешественников): «Город, наполовину византийский, наполовину китайский, становится сразу европейским, как только вы увидите его мощеные улицы с широкими тротуарами, искусственные каналы, обсаженные по берегам гигантскими березами, его каменные и деревянные дома, между которыми есть даже и многоэтажные здания, бесчисленные экипажи, снующие по улицам, и не просто тарантасы и телеги, а хорошенькие фаэтоны, изящные кареты и коляски наконец, все это городское население, носящее на себе отпечаток интеллигентности и цивилизации, эти шикарные дамские туалеты, сшитые по последней парижской моде… Жизнь била там ключом. Но город был богат - это был главный торговый пункт между Китаем, Средней Азией и Европой…».
Полюбился Иркутск А.П. Чехову, в 1890 году в одном из писем из этого города он писал о том, что «из всех сибирских городов самый лучший Иркутск. Томск гроша медного не стоит…» (за что в Томске поставили писателю уродливо-карикатурный памятник). И в другом письме: «Иркутск превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы… Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей с надписями о том, что нельзя останавливаться. Есть трактир "Таганрог". Сахар 24 коп., кедровые орехи 6 коп. за фунт».
В XX веке Иркутск стал городом индустриальным, здесь открылись промышленные предприятия, в 1950-е была введена в эксплуатацию Иркутская ГЭС. Все это вызвало приток населения и, как следствие, стал меняться облик города: деревянная одноэтажная застройка стала отступать перед натиском типовых панельных многоэтажек.