Бобы в современном мире.
Из истории бобовых. Часть 5.
Любовь древних греков и римлян к бобам не прошла бесследно. Блюда из бобовых сохранили свое значение в гастрономической культуре Греции и Рима и в последующей истории. Любая современная книга о греческой кухне содержит раздел, посвященный блюдам из бобовых. Многие из них вполне традиционны и мало чем отличаются от того, что ели на этих землях пару тысяч лет назад. Различия заключаются в том, что в большинство современных рецептов теперь добавляются помидоры или томатная паста, полюбившаяся средиземноморскому региону, и многие виды бобовых сегодня заменены американскими видами фасоли, которая оказалась более универсальной и легко разваривающейся.

Рецепты критской кухни, которую автор позиционирует как самую здоровую и как образцовый «тип средиземноморский диеты», включают бобы с копченой свининой, со свиным фаршем, с ветчиной и колбасами. А каша «паликарья-фотоколива» и вовсе является осколком минувших дней. На Крите еще помнят, что традиционно ее едят в ночь на Богоявление (то есть все в ту же Двенадцатую ночь, которая является кануном великого праздника). «Фото» по-гречески «свет», «колива» (отсюда и наше поминальное «коливо») - слово с неясной этимологией, обычно не очень убедительно ссылаются на слово «коллибос», означающее «мелкая монета», раньше так называли и маленькие пирожки, однако, возможно древний смысл утрачен и осталась только форма (монеты и пирожки – мелкие и круглые, как и бобовые)
Рецепт, который приводится в современной кулинарной книге, прост и вечен. Эту ритуальную кашу, которую с удовольствием едят и вне праздника, готовят из смеси пшеницы, нута, двух видов фасоли, крупной и мелкой, и гороха, все это отваривается до мягкости и сдабривается солью и оливковым маслом.

Сохранили верность бобовым и итальянцы. Первая кулинарная книга объединенной Италии, составленная Пеллегрино Артузи в 1891 году, содержит множество рецептов из бобов, фасоли и гороха, по своему приготовлению напоминающие не Апициев корпус, а те простые похлебки, которыми баловали себя Гораций и Марциал. Рецепт бобового супа «отец итальянской гастрономии» предваряет рассуждениями по поводу этого продукта: «Считают, и совершенно справедливо, что бобы это мясо бедноты. И когда рабочий, шаря по карманам, грустно обнаруживает, что у него не хватает средств, чтобы купить кусок мяса для супа, чтобы накормить свою небольшую семью, он часто находит в бобах полезную, питательную и дешевую альтернативу». И так далее.

Помимо Средиземноморья бобовые играли заметную роль в гастрономической культуре еще трех регионов. Во-первых, это Передняя Азия с примыкающим к ней Кавказом, места, где зародилось земледелие. По значимости бобовые здесь уступают лишь зерновым, с которыми они часто соседствуют в похлебках, кашах, пловах, иногда заменяя их и прекрасно сочетаясь с популярными здесь мясными блюдами. Кулинарные книги, составленные в Багдаде в IX - X вв, полнятся «бобовыми» рецептами.
Американский интеллектуальный гастрономический сайт, ассоциирующий себя со многими университетами страны и амбициозно называющийся Spoon University, составил список из 14 блюд, без которых не могут существовать жители Передней Азии. Четыре позиции в нем занимают блюда из бобовых (аналогичный список составил и CNN Travel, с тем же результатом, причем три блюда входят в первую пятерку). Сегодня их знают практически повсеместно: хумус – пюре из нута, фалафель – шарики из нута или других бобов, похлебка из бобов фул медамес, с которой иногда соперничает чечевичный суп и вид плова муджада́ра, приготовленный из смеси риса и чечевицы. Относительно последнего хотелось бы отметить, что в багдадской кулуарной книге X века два раздела посвящены группе блюд, называемым «муджавара», главное в которых то, что они готовятся без мяса. Зато почти во все добавляются бобы, как заменитель мяса. Комментарий разъясняет, что в переводе это означает «фальшивый, поддельный» и относилось к блюдам, которые христиане употребляли в пост, а остальным их рекомендовали во время болезни, так как они считались более легкими. Книга эта составлялась для самого высшего общества, для кухни халифов, тех, кто не знал недостатка в мясе. А вот для остального населения эти «легкие» и «фальшивые» блюда, вероятно, составляли основу питания.
Издревле знали бобы и в Китае, еще одной древнейшей мировой цивилизации. Государь Зерно первым делом подарил людям важнейшие продукты питания и бобы занимают среди них почетное место:

На четвереньках едва только ползает он,
Но, как скала, уже он и могуч и силен!
Пищу едва научился тянуть себе в рот —
А уж бобами успел засадить огород!
Пышно, как флаги, бобы в изобилье стоят,
Пышные злаки красиво посеяны в ряд,
Тучей тучнеет пшеница и с ней конопля,
Многое множество тыкв покрывает поля!

По сей день соя является важнейшим источником белка и базовым продуктом питания для многих народов Восточной Азии. Здесь она не уступает зерновым, во многих случаях являясь главным источником белка. Едят сою в самом разном виде, стоит только упомянуть знаменитый соевый соус, соевое масло, проросшие ростки сои, которые добавляют во многие блюда и едят заквашенными как самостоятельное блюдо, соевую лапшу, например, фунчозу, различные пасты, например, мисо, соевое молоко и разные напитки, зеленые плоды, которые едят вареными на закуску, тофу, из которого готовится множество блюд. И это лишь то, что хорошо известно западному человеку, многообразие блюд из сои практически безгранично.

Наконец, широкое распространение имеют бобовые в регионах Нового Света (Южной Мексике, Центральной и Южной Америке). Здесь они исторически играли особенно важную роль в связи с практически полным отсутствием скотоводства и крайне низким уровнем потреблением мяса. Ученые датируют первые находки возделываемых бобов в Перу и Мексике соответственно 8000 и 5000 тысячелетием до н.э. Ко времени появления европейцев на этих землях уже существовала богатейшая традиция выращивания самых разных видов бобовых культур. Испанский миссионер и естествоиспытатель монах-францисканец Бернардино де Саагун пишет о большой популярности их в кухне индейцев, перечисляя важнейшие сорта, разнообразие которых впечатляет: «Чёрная фасоль... <…> Каштановая фасоль. <…> Красная фасоль. <…> Фасоль белая. <…> Фасоль фиолетовая. <…> Фасоль алая. <…> Беловатая фасоль. <…> Фасоль, раскрашенная в цвета перепелки. <…> Фасоль яшмовидная. <…> Фасоль мелкая. <…> Мышиная фасоль – мелкая и чёрная».

Уничижительная кличка мексиканцев в Северной Америке «поедатели бобов» (bean-eaters) или просто «бобы» (beaners), подобно итальянцам-«макаронникам», отражает реальную популярность продукта среди так называемых «Hispanics», испаноязычного населения обеих Америк.

Made on
Tilda