Что посмотреть в Тарусе.

Часть 1.
Самые главные места для посещения в Тарусе, чтобы почувствовать атмосферу и очарование этого места.
Ока
Красой и гордостью Тарусы, ее жизнью и славой является река Ока. В районе Тарусы она делает плавный поворот, так что видно ее далеко и во все стороны. Удивительно спокойная, величественная, она прекрасна в любое время года. Ранней весной начинается ледоход. Есть в этом зрелище что-то грандиозное, вечное, символизирующее начало новой жизни, приход весны. Поздней весной берега Оки покрываются цветущей черемухой, в которой поют знаменитые тарусские соловьи. Летом Ока дарит прохладу в жаркие дни. Когда-то, когда существовала переправа, на противоположном берегу реки был прекрасный песчаный пляж. Сейчас купаться ходят подальше, к дому отдыха. Осенью на Оке охватывает чувство щемящей грусти оттого, что Бог не дал таланта писать стихи или картины. Яркие осенние цвета раскрашивают берега, пахнет прелыми листьями, даже мелкий дождик не портит этой задумчивой красоты. Наконец, зимой Ока сковывается льдом, успокаивается, укутывает берега пушистым снегом. Рыбаки-энтузиасты крутят лунки и усаживаются с удочками. Выгоняет с реки их только начавшийся ледоход. И все начинается с начала.

Ока является естественным центром Тарусы. Вся жизнь и достопримечательности лепятся к великой реке, к ней стекаются и все главные улицы города. Прогулка по берегу от городского сада до пляжа дома отдыха обязательна, тем более что большая часть местных достопримечательностей к нему примыкает.
Городской сад
Городской сад Тарусы расположен в очень живописном месте, здесь, с высокого берега, открывается самый красивый вид на Оку. Вероятно поэтому он стал своего рода сердцем города. В середине XIX века российское правительство издало указ о создании городских садов и парков для отдыха во всех уголках Российской империи. Был создан такой парк и в Тарусе, говорят, что до сих пор уцелели с тех времен две серебристые осины. Парк, маленький, но тенистый и уютный, неоднократно подновлялся. Как и положено классическому парку, он сохранил свою геометрическую структуру из параллельных и перпендикулярных аллей. В моем детстве в нем была танцевальная площадка, играл духовой оркестр. Люди чинно прогуливались по аллеям, молодежь танцевала на площадке.

На противоположном берегу Оки слева вдалеке видна церковь в Бёхово, построенная певцом тарусской природы, знаменитым русским художником В.Д. Поленовым, рядом с ней находится его музей-усадьба. Если посмотреть направо, вдали можно увидеть высокий берег, называемый горой Улай. Мое детское воображение захватывали тарусские легенды: говорили, что Улай был разбойником, со своей шайкой грабившим купцов, плывших с товаром по Оке. В этих местах много пещер, говорят, что в них он прятал свои сокровища. В Тарусе сохранилось множество историй о тайных подземных ходах, кладах, спрятанных богатствах. Пещеры и проходы здесь действительно есть, в том числе и рукотворные. В окрестностях Тарусы издревле добывали твердый камень, известняк, называемый тарусским мрамором. В разные времена его использовали при строительстве московского Кремля и при строительстве московского метрополитена.
На сегодняшний день сад, с моей точки зрения, перегружен памятниками. Сначала в 2006 году появилась железная Марина Цветаева с большими босыми ногами (интересно, как бы ей, эстетке и кокетке, понравился бы такой образ?), потом в 2013 мужеподобная Белла Ахмадулина. С большим уважением относясь к творчеству поэтесс, а к Цветаевой и с любовью, не могу не отметить их неуместность в маленьком уютном саду. Понимаю, что экскурсанты должны фотографироваться на фоне чего-то. Но, с моей точки зрения, Оки и заокских далей было бы достаточно. Наиболее естественным выглядит памятник Паустовскому, писатель гладит собаку и стоит в углу сада, не создавая толкучки.
Центральная площадь и примыкающие улицы
Расположена прямо за городским садом. Место очень атмосферное, сочетает все историко-культурные слои города. Прекрасно отреставрированный собор Петра и Павла (XVIII век) открыт по праздничным дням. Памятник В.И. Ленину был открыт в 1962 году, его автор – Павел Бондаренко, известный скульптор (в частности, он является одним из авторов памятника Гагарину на Ленинском проспекте в Москве), очень любил Тарусу и многие годы жил здесь на даче. Прямо над рекой – памятник-стела тарусянам, павшим в годы Великой отечественной войны.
Особого внимания с исторической точки зрения заслуживают многочисленные одно и двухэтажные дома на площади и примыкающих к ней улицах. Это сохранившийся купеческий пласт Тарусы. Со второй половины XIX века Таруса постепенно становится купеческим городом, даже несмотря на то, что железная дорога ее обошла. Город начинает благоустраиваться, появляются каменные дома – магазины, трактиры, гостиницы, здание уездной администрации. К началу XX века каждый десятый житель Тарусы относился к купеческому сословию. В трактире купца Познякова можно было послушать музыку и поиграть в биллиард. Уездный исправник докладывал, что «в означенном трактире, содержимом Позняковым в г. Тарусе, всегда соблюдаются установленные тишина и порядок». Дом купцов Позняковых, местные жители называли их «тарусскими президентами», а улицу, на которой они жили, прозвали «Позняковской», сохранился, после революции в нем открыли школу, в с 1988 года – Тарусский краеведческий музей.

В старинных купеческих домах и сейчас идет активная торговля, множество магазинов и магазинчиков, есть даже кафе и пекарня. Заглянуть в них надо обязательно, чтобы проникнуться тарусским духом!
Дом земского врача
(он же – тарусских вышивальщиц)
Бывший дом врача И.З. Добротворского. Фото 2009 года. Сейчас дом покрасили, но общее состояние прежнее
Сохранились и деревянные дома конца XIX – начала XX века. Самый красивый из них находится на самом верху улицы Ленина (дом 29), отходящей от центральной площади. Двухэтажный, с мезонином, колоннами, нарядными наличниками, балконами, деревянной резьбой, он архитектурно представляет собой классическую дачу конца XIX века, хотя и строился для постоянного проживания. Я знала его как бывший дом тарусских вышивальщиц, которые обитали в нем до начала 1970-х. После этого он был отдан под проживание местным жителям и год за годом приходил в упадок. Позднее я узнала, что эта архитектурная жемчужина города является еще и историческим памятником: в конце XIX века в доме проживала семья земского врача Ивана Зиновьевича Добротворского, воистину говорящая фамилия! Поселившись с супругой в Тарусе в 1881 году, врач стал заметной фигурой в городе: он не только приобрел репутацию опытного и безотказного доктора, но и принимал активное участие в общественной жизни и города, и уезда. Его двоюродная племянница Анастасия Цветаева, сестра поэтессы, в своих «Воспоминаниях» описывает Добротворского как образцового земского врача: «Иван Зиновьевич, добрый гений уезда, едущий в любую погоду к больным, крупный, уютный, с говором на «о», с всегда прямо глядящими синими глазами, сходит по скрипучим ступенькам на двор, где его ждет лошадь». Именно Добротворские впервые пригласили семью Цветаевых на отдых в Тарусу, в их доме они стали частыми гостями.
Дом писателей А.К. Виноградова и Н.В. Богданова
Похожий дом, но в еще худшем состоянии, есть на берегу Оки (улица Шмидта, д.2). Это дом писателей А.К. Виноградова и Н.В. Богданова (жили в нем в разное время); здесь тоже бывали Мария и Анастасия Цветаевы, К. Паустовский, художник В. Ватагин и другие.
Картинная галерея
На центральной площади находится тарусская картинная галерея. Она лепится к «дворцу пионеров», вновь ставшему собором. Галерея эта лишний раз подчеркивает особое положение «типичного» провинциального городка Тарусы, далеко не каждый из них может похвастаться таким уникальным музеем. Галерея была открыта в 1963 году по инициативе местных энтузиастов, поддержанных писателем К. Паустовским, жившим тогда в Тарусе. В реальной жизни это означает, что группа подвижников, с боями пробила разрешение открыть музей, опираясь на авторитет маститого писателя, орденоносца, несколько раз выдвигавшегося на Нобелевскую премию. За что им всем – честь и хвала!

Основу экспозиции составила частная коллекция Н.П. Ракицкого, знаменитого ученого-агронома, поселившегося в Тарусе в 1926 году. Его дом, а главное обширный сад на улице Шмидта (дом 38) с детства вызывал у меня любопытство. Он был закрыт для посещения (ученый умер в 1979 году и с тех пор дом пустовал), однако буйная растительность и огромные деревья хорошо видны из-за забора. Ученый занимался акклиматизацией различных растений и весьма успешно, государство выделило ему несколько гектаров земли для экспериментов, их результаты поражают даже издалека. По слухам в этом году дом был куплен частным лицом, которое вроде бы даже планирует открыть уникальный сад для посещения.
Картина А.Л. Ржевской «Домик в Тарусе». Антонина Леонардовна была замечательной русской художницей, в Тарусу приезжала часто в гости к своему зятю, не менее замечательному художнику В. Ватагину, в Тарусской галерее есть его отдельный зал.
Помимо выращивания растений Ракицкий всю жизнь собирал произведения искусства, часть которых (более 200 экспонатов) он безвозмездно передал открывшейся в городе галерее. Откликнулись и художники, проживавшие летом в Тарусе, главным образом анималист В.А. Ватагин; несколько картин из запасников передала Третьяковская галерея. Так, с миру по нитке, собралась уникальная тарусская коллекция, которую непременно надо посмотреть. Здесь не так много по современным меркам экспонатов, но вы и не устанете от обилия информации. Самое замечательное то, что в коллекции многое связано с Тарусой, либо ее виды, либо произведения тех, кто творил в ней.

Далее:

загадка русской души

Часть 2.

Часть 3

Made on
Tilda